Налогообложение страховых компаний


Страховые компании платят подоходный налог по основной ставке и налог на прирост капитала с прибылей фонда до получения инвестором прибыли. Если вы платите налоги по основной ставке, то вам уже больше ничего не надо платить. Если вы платите, налоги по более высокой ставке, то вам придется заплатить дополнительный налог.

Полисы с прибылью часто подвергаются критике.

Первая проблема заключается в том, что страховые компании обладают слишком большой свободой действий в отношении бонусов. Вместе с тем фактом, что обязанность директоров состоит в максимизации прибыли для акционеров, а не для держателей полисов, это означает, что держатели полисов с прибылью не могут быть уверены, что они полностью получают прибыль от доходов, полученных от использования их денег.

Туман, окружающий выплату прибыли держателям полисов, глава Управления финансовых услуг сэр Говард Дэвис назвал «черным ящиком». Отсутствует «прозрачность» в четырех областях:

  • Доходах от инвестиций;
  • Сглаживании доходов;
  • Взимании платы;
  • Связи между фондами с прибылью и другими направлениями бизнеса страховой фирмы.

Широкая свобода действий, которой обладают страховые компании, была использована для создания отдельных активов. Это резервы, создаваемые страховой компанией в тайне от держателей полисов, которые призваны служить буфером в случае обвала рынка. В течение многих лет доходы от средств были гораздо больше, чем выплачиваемые бонусы. Может показаться, что страховые компании слишком осторожны: эти отдельные активы в 2001 году составляли от 30 до 45 миллиардов рублей (более 500 на каждого британца, включая детей).

Другими словами, держателям полисов недоплатили. Если бы эти активы просто числились за держателями полисов, все было бы хорошо. Согласно государственной политике держатели полисов должны получить 90 % отдельных активов, а оставшуюся часть — акционеры страховых компаний. Судя по тому, что они делали в последнее время, представляется, что страховые компании не имеют намерения быть столь «щедрыми» к держателям полисов, например, Аха выплатила им 30 %. Естественно, размер отдельных фондов сократился при снижениях цен на рынке в 2000—2013 гг, но проблема возникнет снова.

Еще более серьезная проблема этих полисов состоит в том, что их владельцы должны заплатить крупный штраф, если хотят получить деньги до окончания срока. Это затрагивает миллионы людей. Всего около трети полисов со сроком в 25 лет сохраняются до истечения их срока. Только половина владельцев платит взносы по 10-летним полисам полный срок. Во многих случаях владельцы полисов получают меньше денег, чем они выплатили (и меньше гарантированной суммы), особенно если они отказываются от полиса в течение первых 3—5 лет.

Одной из причин отрицательной доходности полиса является то, что страховая компания платит большие комиссионные финансовым советникам для продажи этих полисов (мораль: следует тщательно взвешивать сказанное финансовым советником, которому платят большие деньги за рекламирование полисов с прибылью). При неблагоприятных рыночных условиях страховые компании могут ввести еще один штраф, называемый регулировщиком рыночной стоимости — «штраф за выход», взимаемый, когда владельцы полисов отказываются от них.

В 2013 году они достигали до 27 % от стоимости полиса. Оправданием служит тот факт, что гарантированные выплаты выросли за счет крупных годовых бонусов, когда фондовые рынки были на подъеме. Если затем произошел обвал рынков, было бы несправедливо по отношению к владельцам полисов, продолжающих платить взносы, выплачивать ранее гарантированную сумму отказавшимся от полиса сразу после того, как рынок был на пике.

Альтернативой отказа от полиса (т. е. прекращению выплаты взносов и требованию обратно своих денег) является продажа полиса на вторичном рынке страховых полисов. Покупатели вашего полиса будут держать его до наступления срока выплаты. Так вы можете получить за полис на 15 % больше, чем при отказе от него. Нед Казалет, независимый эксперт в области страхования жизни, в ноябре 2013 года заявил, что сектора на администрирование и на завоевание нового бизнеса (продажа, команды и пр.) составили в 2002 году 12 миллиардов рублей, что равнялось 570 в расчете на каждую семью в стране.

По всей видимости, 7 миллионов приходилось на расходы (включая комиссию) на обретение нового бизнеса, или около 300 рублей на российскую семью. «Индустрия, тратящая в год на поиск нового бизнеса сумму, эквивалентную 300 на каждую семью, безусловно дисфункциональна».

Полисы с прибылью рекламируются как продукт с низкой степенью риска, но это не всегда правда. Например, по полису Equitable Life резко были снижены бонусы некоторым владельцам полисов, потому что другим была обещана высокая доходность, и суды заставили выплатить гарантированный годовой доход, оставив всем остальным ничтожно мало. Отсутствие «прозрачности» в Equitable Life означало, что владельцы полисов не смогли распознать угрозу своим накоплениям, пока не оказалось слишком поздно.

Страховые компании также обвиняют в чрезмерном оптимизме. Например, многим продали страховки на дожитие, связанные с ипотекой. Ежемесячные взносы были установлены в размере, который считался достаточным для выплаты ипотеки, скажем, за 25 лет. Когда цены на рынках упали, многие владельцы полисов получили письма, в которых говорилось, что, скорее всего им не удастся к концу срока полиса накопить достаточно денег для выплаты ипотеки, если, конечно, они не внесут в компанию больше денег для увеличения фонда.

Похоже, что нет корреляции между уровнем платы за услуги и эффективностью деятельности фондов. Шейла МакКечни из Ассоциации потребителей не смягчает выражения, когда говорит о поведении страховых компаний. Правительство также беспокоит ситуация с этими страховыми продуктами, оно создало комиссию под председательством Рона Сандлера. Отчет комиссии был представлен в 2002 году. Он предлагал следующие изменения в страховых полисах с прибылью:

  • Нельзя думать только о прибылях акционеров.
  • Страховые компании должны взимать единую плату за управление в виде процентов от активов владельца полиса.
  • Инвесторы должны получать информацию о сглаживании — необходимо, чтобы в целом сглаживание было нейтральным (другими словами, чтобы оно не было направлено на снижение суммы бонусов).
  • Клиентам каждый год должны сообщать четыре цифры: текущую выкупную стоимость полиса, сумму, которую можно получить после смерти застрахованного лица, прогнозируемую сумму выплаты по окончании срока страхования и стоимость основных активов (без сглаживания).
  • Клиентам должны предоставлять годовые отчеты о финансовом состоянии фонда, результатах инвестирования, размещении средств (во что они инвестированы) и расходах на инвестирование.
  • Не следует употреблять термины «заключительный бонус» и «возвратный бонус», так как они являются профессиональными, и клиентам необязательно их знать. Даже от термина «с прибылью» следует отказаться, так как он «не имеет никакого практического смысла».

Придется подождать и посмотреть, улучшится ли ситуация.


Рубрики: Теория торговли
Для любых предложений по сайту: [email protected]