Бухгалтерские уловки с финансовыми отчетами компаний
Предполагается, что из финансовых отчетов можно узнать об экономической эффективности компании. Счет прибылей и убытков показывает разницу между общей суммой дохода и общей суммой расхода.
В балансе представлены активы, обязательства и капитал бизнеса. Что может быть проще сложения нескольких цифр, чтобы придти к определенному выводу?
Однако сделать вывод на основе счетов далеко не просто. Информация в отчетах далека от научной точности и объективности, хотя некоторые хотят заставить вас в это поверить.
Отчетность оставляет простор для догадок, предположений и даже циничных подтасовок. Несмотря на множество бухгалтерских правил, существует масса возможностей завысить цифры, или, по крайней мере, предложить две или три официальные оценки стоимости чего-либо или полученной прибыли. Представьте, с какими трудностями сталкиваются бухгалтеры или аудиторы, проводящие проверку фирмы по продаже одежды, когда они пытаются оценить платье, находящееся в продаже уже полгода. Предположим, что платье обошлось фирме в 50 долларов.
Возможно, эта цена должна быть учтена в бухгалтерском балансе, а счет прибылей и убытков не будет затронут. Но что, если менеджер магазина скажет, что он сможет продать платье, только если цена будет снижена до 30 долларов, а управляющий директор возражает, что можно постараться и продать его за 40 долларов.
Какую цифру должен учесть человек, составляющий отчет? Прибыли могут существенно различаться, в зависимости от таких обстоятельств, как приведенный пример. Возьмем другой простой пример. Допустим, что есть две очень похожие друг на друга компании, только одна в прошлом году купила фабрику за 10 миллионов, а другая потратила 10 миллионов на рекламу. Как вы оцените их активы в конце года? У компании, купившей за 10 миллионов фабрику, есть нечто материальное, что она может предъявить.
Вероятно, мы можем сказать, что на конец года стоимость актива составляет 10 миллионов. С другой стороны, вы можете решить, что стоимость имущества снизилась со времени покупки. Может быть, теперь оно стоит всего 9 миллионов. Так что же вы делаете с 1 миллионом? Следует ли считать эту сумму издержками бизнеса и вычесть ее из суммы прибыли? Или, если стоимость снизилась на 1 миллион в связи с общим снижением стоимости недвижимости, лучше учесть эту сумму отдельно как исключительные затраты?
Счета второй фирмы еще труднее оценить. По-видимому, менеджмент считал, что траты на рекламу «окупятся сторицей» — например, брэнд получит большую известность. Такой актив может быть более ценным, чем материальные активы, приобретенные первой компанией, тем не менее, поскольку нематериальные активы обычно оцениваются как ноль, вся сумма засчитывается в расход, значительно снижая прибыль. Инвесторы должны быть готовыми к трем вероятностям:
- Директора и бухгалтеры стараются создать правдивое представление о деятельности компании и ее финансовом положении, но по ходу дела вынуждены давать многочисленные оценки. Они пытаются следовать правилам и представлять точные цифры. Однако если другие такие же честные и дотошные бухгалтеры давали бы оценки, цифры выглядели бы по-другому, просто потому что некоторые из этих оценок тонко сбалансированы. Мы живем не в математически точном мире — инвестор должен согласиться с тем, что счета дают всего лишь приблизительные цифры. Теперь, когда мы это сказали, необходимо заметить, что в большинстве фирм бухгалтеры сознательно стараются избежать любых перекосов, благоприятных или неблагоприятных отчетов, так что поправка на субъективность оценки не должна превышать 10—20 %.
- Вторая вероятность — манипуляции с бухгалтерской отчетностью, когда формально соблюдаются стандарты бухгалтерии, но предпринимаются сознательные попытки приукрасить цифры. Когда требуются субъективные оценки, отдается предпочтение благоприятным цифрам. Регулирующие органы периодически пытаются закрыть лазейки, чтобы бухгалтерские отчеты давали правдивую и честную картину, но многие менеджеры и их бухгалтеры знают, как перехитрить разработчиков правил.
- Бывают случаи мошенничества, когда все правила оказываются попранными. Пожалуй, WorldCom является рекордсменом и по сумме, и по дерзости, с которыми было совершено мошенничество. Компания объявила, что операционные издержки в 3,8 миллиарда вовсе не были издержками, и утверждала, что эти деньги пошли на приобретение активов, представляющих собой ценность для компании.
Этот сайт оградит вас от отъявленных мошенников, и может объяснить некоторые области в бухгалтерии, где нет достаточной ясности в правилах, но имеется возможность для искусственного завышения прибылей или активов. Вы должны понимать, что данные бухгалтерских отчетов могут приукрашивать положение в компании.
Вы не будете принимать на веру все, что написано в счетах компании, и будете интересоваться бухгалтерской политикой компании и ее последствиями. Помните: если отчеты кажутся вам слишком хорошими, чтобы быть правдой, скорее всего так оно и есть.