Причины слияний и поглощений


Причины слияний и поглощений двух акционерных обществ касается многих сторон общественной жизни; он имеет как юридические и экономические, так и социальные последствия.

Рассмотрим внутренние причины, которые вызывают слияние двух корпораций. Прежде всего здесь можно выделить эффект синергии, или как его еще называют, эффект «два плюс два равно пяти». Под синергией понимают такую ситуацию, когда стоимость новой компании превышает сумму стоимостей компаний, которые сливались.



Прежде всего, синергия возникает за счет операционной экономии, финансовой экономии, дифференцированной эффективности (когда управление одной из компаний было неэффективным, а объединенное управление новосозданной компании эффективное), улучшение рыночной позиции новой компании за счет снижения конкуренции на рынке.

Следует отметить, что последнее преимущество не всегда полезно для общей конъюнктуры рынка, поэтому в отдельных странах существуют законодательные препятствия для слияния и поглощения, которое подразумевает лишь монополизацию рынка. Ожидания эффекта синергии после слияния или поглощения не может быть достаточным фактором для проведения объединения двух компаний, одновременно нужны другие достаточно весомые причины.

Следующей причиной слияния или поглощения является диверсификация бизнеса АО. Считается, что при приобретении акций другой компании происходит диверсификация, как для самой компании, так и для ее акционеров. Эта проблема тоже должна обсуждаться. Ведь для покупки другой компании акционерное общество использует свободные денежные средства, которые оно может направить на выплату дивидендов. Акционер же, в свою очередь, самостоятельно может купить акции привлекательной компании и диверсифицировать собственные риски.

Достаточно интересной причиной для слияния или поглащения акционерных обществ есть личные мотивы менеджмента. Этот вопрос хотя и лежит в психологической плоскости, но достаточно серьезно обсуждается в экономической литературе. Во-первых, заработная плата менеджмента значительно изменяется по размеру компании — чем она больше, тем выше плата управленческого персонала. Во-вторых, большинство лидеров бизнеса любят власть и ради собственных амбиций готовы проводить слияния для увеличения подконтрольного им бизнеса. Проблема личных мотивов лежит в плоскости отношений «акционер — менеджмент акционерного общества». Следующий фактор — покупка активов по низкой цене. Подразумевается, что функционирующие активы значительно легче купить и использовать, чем заниматься развитием абсолютно нового производства.

Интенсивность объединения компаний зависит не только от внутренних корпоративных факторов, а также от конъюнктуруры рынка. За пример можно привести волну объединений в США в 80-х годах. Среди ее причин слияния и поглощения, исследователи называют следующие:

  • падение доллара, что значительно удешевило стоимость американских компаний и сделало их доступными для покупки иностранными компаниями;
  • депрессия на рынке акций США;
  • попытки использовать слияние для защиты от нежелательной покупки акций другими компаниями;
  • политика администрации президента США, направленная на поддержку или лояльность к крупным компаниям.

Можно заключить, что до слияния или поглощения компании подталкивают как внутренние мотивы, так и внешние. Объединение этих факторов создает условия для взаимодействия корпораций, но эти условия не всегда используются, и, разумеется, не всегда существует положительный эффект от объединения.

Какими бы ни были мотивы слияния, на этом можно очень хорошо заработать.

Так, например, на российской бирже ММВБ за 2011 год произошло несколько знаковых слияний.

  1. Покупка компанией Pepsi Co компании Вим Биль Дан. На рынке акции торговались по 2300 р. цена выкупа акций у миноритарных держателей была назначена около 4000 р.

  2. Покупка компанией Uniliver компании Концерн Калина. Акции в течении нескольких месяцев почти безоткатно поднимались в небо, а за год доходность составила 350%

  3. Покупка компанией Kozah Gold компании Полюс Золото.

Отслеживать собственными силами такие возможности достаточно сложно, это требует определенных знаний и чутья. Интуиция по выявлению таких сделок нарабатывается годами. Однако в российском сообществе трейдеров есть 2 яркие личности, которые щедро делятся своими идеями по таким акциям и бесплатно выкладывают их в публичный доступ.

  1. Элвис Варламов
  2. Денис Панасюк.

Вам лишь остается периодически заглядывать в их блоги и пользоваться их идеями и наработками в области слияний и поглощений, естественно пропуская их через собственный опыт и логику.


Рубрики: Теория торговли
Для любых предложений по сайту: [email protected]