Выбор фондового брокера
Есть много способов найти брокера. Биржа ММВБ публикует полный список своих членов. Ассоциация управляющих инвестициями частных клиентов и фондовых брокеров дает много информации на своем сайте www. micex.ru, включая имена контактных лиц в брокерских фирмах, адреса, номера телефонов и описание всех предлагаемых услуг. Регулярно проводятся опросы мнений инвесторов о работе брокеров и плате за их услуги, которые так же публикуются на сайт.
Также инвесторы находят брокеров по рекомендации знакомых. Выбор брокера — это выбор правильного сочетания стоимости и услуг. Следующие критерии помогут вам составить список брокеров и сделать окончательный выбор.
- Плата за услуги. Конечно, чем ниже комиссия за совершение сделок, тем лучше, но вы должны учесть, что за дополнительную плату вы можете получить услуги лучшего качества. Структура оплаты услуг многое меняет, когда вы выбираете брокера. Например, инвестор, который не хочет платить за консультации и совершает много сделок за месяц, каждый раз в среднем на 200 тыс., предпочтет брокера, берущего низкий фиксированный процент независимо от суммы сделки, скажем, по 30 рублей за сделку.
- Другой инвестор, заключающий сделки на покупку или продажу акций на сумму 30 тыс. рублей, может предпочесть брокера, берущего проценты с суммы сделки, скажем, 0,4 % с оборота. Если вы придерживаетесь стратегии долгосрочного инвестирования и нечасто совершаете сделки, вам не придется слишком волноваться о расходах на комиссионные. Но если вы активны, расходы на оплату услуг будут расти. Возможно, тогда вам следует выбрать самый дешевый способ совершения сделок.
- Местонахождение. Возможность лично поговорить с брокером может склонить инвесторов в пользу выбора местного брокера. Такая возможность особенно ценна при управлении портфелем ценных бумаг по усмотрению брокера или с консультациями, когда брокеру требуется знать обстоятельства клиента и цели, которые он преследует, инвестируя деньги. К тому же местные брокеры могут хорошо знать региональные компании.
- Контакты. По данным опросов главным фактором, вызывающим их беспокойство, инвесторы обычно называют невозможность связаться с брокером. Многие жалуются, что телефонные линии заняты, когда они хотят решить вопросы с брокером. Людей заставляют ждать у телефона по 20 минут и дольше. Это может показаться вечностью, когда под рукой нет терминала вы пытаетесь продать акции, а цены стремительно падают. Также брокеров критикуют за то, что они не звонят тогда, когда обещали. Онлайновые распоряжения в периоды оживления на бирже часто выполняются крайне медленно, так как информационные системы перегружены. К сожалению, это один из тех факторов, о которых вы можете узнать, только когда с этим столкнетесь. Однако стоит спросить других клиентов брокеров из вашего списка, нет ли у них жалоб.
- Ведение дел. Второе, на что чаще всего жалуются, это качество ведения дел. Записи часто ведутся небрежно, равно как и ведение налоговых дел и распределение дивидендов. Часто клиент получает документы недели спустя после события. Вы не должны с этим мириться: других брокеров хвалят за скорость и эффективность ведения дел.
- Компетентность. Вам нужен брокер, обладающий достаточными ресурсами, имеющий доступ к высококачественной внешней информации и привлекающий талантливых менеджеров. Это особенно важно, если вы просите об услугах по управлению портфелем ценных бумаг. Вы не хотите, чтобы накопленными вами деньгами управлял только что закончивший университет стажер, который пытается научиться профессии на рабочем месте. Поинтересуйтесь, какой опыт имеет фирма в управлении портфелями ценных бумаг интересующего вас вида и размера.
- Эффективность. К сожалению, нет составленных независимыми экспертами таблиц эффективности деятельности управляющих портфелями ценных бумаг, так что невозможно провести сравнение. Брокеры предоставляют статистические данные, но вы должны относиться к ним скептически. Возможно, ваша главная надежда — рекомендации знакомых.
- Проценты. Брокеры держат деньги на счетах от лица инвесторов. Некоторые из этих счетов предлагают мизерный процент — около 1 %. Если вы собираетесь передать брокеру значительную сумму, то вам следует узнать, какой процент вы получите до" покупки акций. Также, если вам необходим временный кредит, какой предел установит брокер?
Вот некоторые вопросы, которые вы можете задать:
- Имеется ли у фирмы разрешение на деятельность, выданное Управлением финансовых услуг? Если нет, то ваши деньги не будут защищены. Вы можете получить информацию по телефону для справок Управления финансовых услуг.
- Как брокерская фирма застрахована от мошенничества или халатности?
- Можете ли вы рассчитывать на получение информационных бюллетеней, аналитических записок о состоянии компании или сектора экономики, на регулярную оценку портфеля ценных бумаг?
- Оказывает ли брокер услуги по совершению сделок с другими ценными бумагами, кроме котирующихся на бирже акций британских компаний, например, с акциями, котирующимися на альтернативном инвестиционном рынке, акциями зарубежных фирм, обращающимися опционами и облигациями?
- Если вы совершаете сделки в режиме онлайн, какие средства защиты информации имеются?
Около половины российских инвесторов пользуются услугами нескольких брокеров. Одна из причин состоит в стремлении избежать ситуации, когда невозможно связаться с брокером — если один не берет трубку, может ответить другой. Также может быть, что инвесторам требуются услуги, которые их основной брокер не оказывает или просит за них высокую плату.