Исключительные ресурсы компании


Иногда трудно выявить исключительные ресурсы компании, если, конечно, она вообще их имеет. В этом разделе мы попытаемся суммировать характеристики исключительных ресурсов. Чтобы добиться устойчивого конкурентного преимущества, три характеристики должны быть долговечными.

То есть, предполагается, что прибыль на капитал на уровне выше среднего будет сохраняться очень длительное время, потому что:

  • Ресурс будет востребован потребителями (считаться ценным) еще долгое время;
  • Ресурс будет оставаться дефицитным (т. е. конкуренты не в состоянии имитировать ресурс или предложить взамен альтернативные ресурсы для удовлетворения нужд потребителей);
  • Насколько можно видеть, дополнительный чистый доход, полученный благодаря применению исключительных ресурсов, используется самой фирмой, а не другой организацией или индивидуумом.

Задача инвесторов состоит в том, чтобы понять, что отличает исключительные ресурсы от тех, что просто обеспечивают равенство условий конкуренции, и распознать, когда ресурс перестает быть чрезвычайно ценным и становится обыкновенным (а также вероятность, что такое случится в ближайшем будущем). Например, производители не очень дорогих швейцарских часов обнаружили, что накопленные за века исключительны ресурсы знаний и высокая репутация недостаточны, чтобы убедить потребителя платить наценку, когда появились дешевые электронные часы.

Точно так же, компания IBM обнаружила, что не может сопротивляться атаке на рынок персональных компьютеров, так как предлагаемые ей исключительные ресурсы (технический дизайн, репутация разработчика решений по заказу и пр.) стали считаться второстепенными, когда потребителям предложили более дешевые компьютеры серийного производства.


Рубрики: Теория торговли