Разница гудвил


Когда одна компания приобретает другую, обычно имеется разница между приобретенной стоимостью и уплаченной ценой. Разница называется словом «гудвил». Его значение лучше всего объяснить на примере. Представьте, что компания Винтик и Шпунтик существует 50 лет и получает прибыль в 20 миллионов в год. Активы в ее балансе имеют объявленную стоимость и стоимость в текущих ценах в 100 миллионов после вычета всех обязательств (т. е. 100 миллионов — это чистая стоимость активов). Вы и я являемся собственниками железнодорожной компании в другой части страны, и мы решили предложить 220 миллионов, чтобы выкупить все акции Винтик и Шпунтик.

Предлагаемая нами цена основывается не на чистой стоимости активов бизнеса, а, главным образом, на потенциальной возможности бизнеса приносить прибыль. Предложение принимается.

Мы заплатили 120 миллионов сверх стоимости активов. Это объясняется тем, что мы высоко оцениваем экономические возможности бизнеса — например, он занимает практически монопольную позицию. Винтик и Шпунтик становится дочерней компанией нашей фирмы, подготавливаются консолидированные счета.

Но как мы составляем бухгалтерский баланс? До приобретения компании мы имели наличных средств на 220 миллионов, что было отражено как один из активов в нашем балансе. Мы обменяли эту сумму на имущество стоимостью 100 миллионов. Разница составляет 120 миллионов. Чтобы решить эту проблему, бухгалтер заносит в баланс актив стоимостью 120 миллионов, называемый «гудвил».

Теперь все сходится: за 220 миллионов были куплены материальные активы стоимостью 100 миллионов плюс нематериальный актив стоимостью 120 миллионов, который называется «гудвил». То, что происходит далее, может существенно изменить бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков и различные показатели эффективности деятельности. В России до 1998 года компаниям разрешалось не принимать во внимание «гудвил» в балансе. «Гудвил» просто исчезал из счетов. Менеджерам это нравилось по двум причинам. Во-первых, потому что прибыль за тот год, в который было сделано приобретение, и все будущие прибыли не страдают от списания год за годом доли «гудвила» через счет прибылей и убытков; все было списано в один год, более того, сумма была списана через бухгалтерский баланс, так что это не сказалось на показателе прибыли.

Во-вторых, снижение чистой стоимости активов фирмы на 120 миллионов выгодно для менеджеров, потому что они предстают в лучшем свете, если судить о них по показателю прибыли на используемый капитал. Знаменатель (капитал) уменьшается, в то время как числитель (прибыль) не страдает. Менеджеры выглядят как гении, потому что кажется, что они делают большую прибыль с меньшей суммой капитала. Бухгалтеры размышляли об этих искажениях и пришли к выводу, что приобретенный «гудвил» на самом деле со временем снижается в стоимости, поэтому необходимо учитывать его амортизацию так же, как и амортизацию машинного оборудования. «Гудвил» не может иметь нулевую стоимость в год приобретения.

По новым правилам, принятым после 1998 года, приобретенный «гудвил» должен быть учтен в бухгалтерском балансе по стоимости покупки, а затем необходимо делать амортизационные отчисления за период полезной экономической жизни актива. В большинстве случаев максимальный срок составляет 20 лет. Теперь представим, что вы директор и хотите представить хорошие цифры прибыли; вы знаете, что стоимость приобретенного «гудвила», 120 миллионов, необходимо распределить на годы «его полезной экономической жизни» как статью расхода в счете прибылей и убытков. Можно спорить, какой период времени следует считать полезной экономической жизнью. Возможно, вы будете списывать суммы в течение, скажем, 6 лет, так что в каждый из последующих 6 лет из вашей прибыли будут вычитать по 20 миллионов.

Возможно, вы предпочтете, чтобы этот период был как можно более долгим, в таком случае каждый год амортизируется только по €6 миллионов. Теперь догадайтесь, во сколько лет оценивает продолжительность «полезной экономической жизни» подавляющее большинство фирм. Да, конечно, в 20 лет! Отражает ли это реальное положение дел с точки зрения истинной стоимости неосязаемых активов в течение времени? Сомневаюсь.

Устаревание, действия конкурентов, изменения на рынке оказывают на них разрушительное воздействие, и многие фирмы теряют свой бизнес всего через 2—3 года. Также, по новым правилам, компании могут амортизировать активы в течение более длительного периода, чем 20 лет, или даже вообще не амортизировать, если они могут показать, что в бухгалтерском балансе указана разумная оценка. (Однако если они выберут любой из этих методов, активы нужно будет проверять каждый год, чтобы посмотреть, не уменьшается ли их стоимость.) Если активы уменьшаются, «гудвил» должен быть записан в баланс, а убыток должен быть показан отдельно в счете прибылей и убытков (как расход на сокращение «гудвила»).

Все это очень разумно. Проблема в том, что используемые цифры основаны на оценках и прогнозах, сделанных компанией. Многие фирмы заявляют такую стоимость приобретенного «гудвила», которую вы или я поставили бы под сомнение. Все, что мы говорили до сих пор, касается приобретенного «гудвила». А что же собственный, произведенный внутри «гудвил»?

Акции большинства компаний стоят гораздо больше, чем чистая стоимость активов, представленная в балансе. Фондовый рынок оценивает компанию на основе ее будущих доходов, которые, в свою очередь, происходят от всех ее «активов», включая и те, что не оценены в балансе, такие как отличная репутация или прочные отношения с потребителями.

Такой произведенный внутри «гудвил» не может быть показан в счетах — любая цифра будет слишком субъективной. Инвесторам придется оценивать его самостоятельно. Имеются, однако, неосязаемые активы, которые могут быть оценены в бухгалтерском балансе. Есть такие неосязаемые активы, стоимость создания или покупки которых можно довольно точно определить. Например, хотя большую часть затрат на исследования и разработки списывают в тот год, когда они были произведены (т. е. цифра прибыли сокращается), британская компания имеет возможность заявить, что затраты на исследования и разработки предназначались для отдельного проекта, успех которого практически полностью гарантирован.

В таком случае затраты могут быть показаны в балансе как активы, а потом издержки в счете прибылей и убытков (амортизация актива) могут быть распределены на многие годы. Авторские права, лицензии (например, лицензии издателей), патенты, брэнды и торговые марки также могут учитываться как активы и амортизироваться в течение их полезной экономической жизни. Могут возникнуть разногласия по поводу стоимости этих неосязаемых активов по прошествии времени и сумм, которые должны вычитаться каждый год из счета прибылей и убытков. Рассматривая «гудвил» и другие неосязаемые активы в счетах, следует обращать внимание на следующие моменты:

  • Амортизационные отчисления обычно осуществляются произвольными суммами в течение произвольного периода времени. Однако в качестве меры предосторожности принятый порядок отчислений должен быть четко указан в счетах.
  • «Гудвил» и другие неосязаемые активы часто являются не обесценивающимися активами в том обычном смысле, что они на самом деле не теряют стоимости. Когда вы проводите анализ компании, возможно, стоит прибавить обратно амортизационные отчисления к счету прибылей и убытков за год, чтобы получить показатель нормированного дохода. Также вы можете прибавить накопленный за многие годы «гудвил», чтобы получить более реалистическую цифру чистой стоимости активов.
  • После поглощения затраты на поддержание реального «гудвила» бизнеса (например, путем укрепления брэнда) не будут показаны как активы, но будут списаны как расходы. Проводящий анализ компании может посчитать некоторые затраты как актив, получив таким образом более четкое представление о прибыли.
  • Амортизация «гудвила» наказывает компании, приобретающие бизнес с большой долей неосязаемых активов. Будьте внимательны, когда сравниваете одну компанию с другой.
  • В некоторых компаниях «гудвил» и другие неосязаемые активы теряют стоимость гораздо быстрее, чем их амортизируют. Проводящему анализ компании необходимо занизить цифры в счете прибылей и убытков, чтобы учесть это обстоятельство.
  • Следует с недоверием относиться к компании, которая регулярно показывает значительные издержки за счет снижения «гудвила». Это может означать, что компания имеет привычку переплачивать при приобретении бизнеса. Многие технологические компании были склонны списывать «гудвил» в период подъема.

Конечно, все перечисленные выше поправки, которые может сделать исследователь, субъективны и неточны, но, тем не менее, это лучше, чем просто игнорировать проблему. Корректировки могут оказать сильное влияние на ключевые показатели, такие как чистая стоимость активов, доход в расчете на акцию и прибыль на используемый капитал.


Рубрики: Теория торговли