Анализ государственных облигаций


Судя по размещениям, проводим ЦБР видно, что с 2003 года РФ отказалась от использования краткосрочные займы (ГКО) в пользу более долгосрочных федерального займа (ОФЗ ) (Средний срок по данным Министерства Финансов 3,5 года, средняя доходность размещений за 2011 год 7,2%).

Доходность ОФЗ является эталонной и любые другие корпоративные, и муниципальные облигации оценивают с учетом их доходности.

Динамика доходности российских размещений на временном интервале Январь 2007 – Август 2012.



Отсчетами являются различные размещения. После 2010 года можно наблюдать увеличение частоты размещений, а так же общую тенденцию к повышению доходности по облигациям.

При кризисных явлениях доходность размещений растет. Поэтому, можно предположить, что увеличение количества заимствований со стороны государства вызвано стремлением получить больше денег по относительно низким ставкам(подготовка страны к кризисным явлениям мировой экономики). Однако, у этого явления может быть и другое объяснение.
Последние 5 лет расходная часть бюджета формируется с устойчивым дефицитом. Министерство финансов прогнозирует дефицит на текущих уровнях (2,7% ВВП) до 2014 года, а к 2014 году планируется снизить его до 2,3 % ВВП. На 90% финансирование этого дефицита осуществляется за счет государственных заимствований. Как видим из графика, частота размещений увеличилась именно в последние 5 лет.

Пример графика изменения стоимости и доходности облигаций ОФЗ 26205, торгующуюся на вторичном рынке ММВБ.



Доходность облигации



Параметры выпуска облигации ОФЗ 26205



Внешние и внутренние займы

Следует различать внутренние и внешние долговые обязательства страны. Внешние обязательства номинированы в иностранной валюты (Еврооблигации). Внутренние обязательства номинированы в национальной валюте.

Суммарный внутренний долг 4 507 000 млн. рублей. (140 млрд. долларов)
Суммарный внешний долг 1 104 000 млн. рублей.(36,8 млрд. долларов)
Внутренние резервы 3 963 400 млн. рублей. (132 млрд. долларов)
Суммарные золотовалютные резервы: 15300 (510,54 млрд. долларов)
Суммарный внешний корпоративный долг: примерно(точно не нашел) 500 млрд. долларов.

Анализируя данные по активам страны можно сделать вывод, что государство имеет небольшой внешний долг, преимущественно состоящий из долгосрочных обязательств займа с погашением позже 2016 года. Это дает государству дополнительную устойчивость.




Однако высокий корпоративный долг, соизмеримый с суммарными золотовалютными резервами страны настораживает. Если предположить, что государство будет действовать в кризисной ситуации так же как 2008 году, то весь резервный фонд будет израсходован на спасение банковского и корпоративного секторов экономики.

По мимо этого следует обратить внимание на темпы роста расходов и затрат на обслуживание долга.




Проанализировав таблицу мы видим, что самым нестабильным показателем долговых обязательств России является Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходом федерального бюджета. Этот показатель вплотную приблизился к пороговому значению.

Бюджет и цены на нефть

Почти 60 % бюджета России формируется за счет экспорта энергоносителей. Следовательно, бюджет страны очень зависит от стоимости нефти и газа. Сценарий, которого в настоящее время придерживается большинство российских политиков, предполагает ежегодный рост цен на нефть:

  • 93 долл. США – 2012 году
  • 95 долл. США – 2013 году
  • 97 долл. США – 2014 году

При отклонении цены на нефть на 10 долл. США от прогнозируемых значений дефицит бюджета возрастает на 1% ВВП (16 млрд. долларов).
Тогда динамика расходов на обслуживание государственного долга.



Чтобы, хоть как-то сбалансировать бюджет, правительство постарается обесценить национальную валюту, и если потребуется, будет принят закон о расширении коридора бивалютной корзины (сейчас 31,65—38,65). Обесценение национальной валюты до 38 по бивалютной корзине в рублевом выражении увеличит корпоративный долг коммерческих организаций и подорвет их деятельность на внутреннем рынке. Это вызовет повышения уровня безработицы и уменьшит значение ВВП. Кроме этого внутренние производители, чтобы компенсировать убытки повысят стоимость на товары, а правительство, чтобы окончательно не уничтожить их повысит ввозные пошлины на некоторые товары. Это приведет к резкому увеличению инфляции и к увеличению стоимости заимствований для государства.

По данным стресс тестирования долговых показателей России, проводимым министерством финансов, при снижении стоимости нефти до 50 долларов США, показатель “государственный долг к ВВП” превысит 20 %.

Это негативно повлияет на рейтинг страны и усугубит ситуацию с новыми заимствованиями (Придется размещаться под высокий %, что еще больше увеличивает уровень долга, либо снижать уровень жизни людей, на это руководители страны идут не охотно, особенно в предвыборные годы, да и средний уровень жизни не очень высокий).

При снижении средней стоимости нефти до 60 долларов США и дефицит бюджета составит 5 % ВВП. Это потребует дополнительных средств, которые будет взяты из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Расходование средств ФНБ приведет к тому, что Пенсионному Фонду РФ будет проблематично выполнять свои обязательства, поэтому, чтобы не допустить народных волнений и удержать электорат, правительство будет вынуждено принять меры (повысить пенсионный возраст, повысить налоги).

В такой ситуации единственным источником финансирования дефицита бюджета будет приватизация и госзаиствования. Однако, стоит учитывать, что владельцами ОФЗ в основном являются структуры аффелированые с государством (Сбербанк – 29%, ВЕБ – 16%, Банк России 10 %) и в условиях нехватки денег внутренний спрос на ОФЗ значительно упадет, а это значит, необходимо будет проводить заимствования на внешних рынках. При этом доходность обязательств ОФЗ значительно возрастет.




При анализе долгового рынка России использовались данные из доклада Министерства Финансов “основные направления государственной долговой политики РФ на 2012—2014 года”

При анализе я опирался на данные и графики из отчета Минисерства Финансов Российской Федерации за 2011 год.

Скачать отчет Министерства Финансов Российской Федерации

Рубрики: Аналитика
Для любых предложений по сайту: [email protected]