Анализ государственных облигаций
Судя по размещениям, проводим ЦБР видно, что с 2003 года РФ отказалась от использования краткосрочные займы (ГКО) в пользу более долгосрочных Облигации федерального займа (ОФЗ ) (Средний срок по данным Министерства Финансов 3,5 года, средняя доходность размещений за 2011 год 7,2%).
Доходность ОФЗ является эталонной и любые другие корпоративные, и муниципальные облигации оценивают с учетом их доходности.
Динамика доходности российских размещений на временном интервале Январь 2007 – Август 2012.
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/1.jpg )
При кризисных явлениях доходность размещений растет. Поэтому, можно предположить, что увеличение количества заимствований со стороны государства вызвано стремлением получить больше денег по относительно низким ставкам(подготовка страны к кризисным явлениям мировой экономики). Однако, у этого явления может быть и другое объяснение.
Последние 5 лет расходная часть бюджета формируется с устойчивым дефицитом. Министерство финансов прогнозирует дефицит на текущих уровнях (2,7% ВВП) до 2014 года, а к 2014 году планируется снизить его до 2,3 % ВВП. На 90% финансирование этого дефицита осуществляется за счет государственных заимствований. Как видим из графика, частота размещений увеличилась именно в последние 5 лет.
Пример графика изменения стоимости и доходности облигаций ОФЗ 26205, торгующуюся на вторичном рынке ММВБ.
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/2.jpg )
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/3.jpg )
Параметры выпуска облигации ОФЗ 26205
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/4.jpg )
Внешние и внутренние займы
Следует различать внутренние и внешние долговые обязательства страны. Внешние обязательства номинированы в иностранной валюты (Еврооблигации). Внутренние обязательства номинированы в национальной валюте.
Суммарный внутренний долг 4 507 000 млн. рублей. (140 млрд. долларов)
Суммарный внешний долг 1 104 000 млн. рублей.(36,8 млрд. долларов)
Внутренние резервы 3 963 400 млн. рублей. (132 млрд. долларов)
Суммарные золотовалютные резервы: 15300 (510,54 млрд. долларов)
Суммарный внешний корпоративный долг: примерно(точно не нашел) 500 млрд. долларов.
Анализируя данные по активам страны можно сделать вывод, что государство имеет небольшой внешний долг, преимущественно состоящий из долгосрочных обязательств займа с погашением позже 2016 года. Это дает государству дополнительную устойчивость.
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/5.jpg )
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/6.jpg )
Однако высокий корпоративный долг, соизмеримый с суммарными золотовалютными резервами страны настораживает. Если предположить, что государство будет действовать в кризисной ситуации так же как 2008 году, то весь резервный фонд будет израсходован на спасение банковского и корпоративного секторов экономики.
По мимо этого следует обратить внимание на темпы роста расходов и затрат на обслуживание долга.
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/7.jpg )
Проанализировав таблицу мы видим, что самым нестабильным показателем долговых обязательств России является Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходом федерального бюджета. Этот показатель вплотную приблизился к пороговому значению.
Бюджет и цены на нефть
Почти 60 % бюджета России формируется за счет экспорта энергоносителей. Следовательно, бюджет страны очень зависит от стоимости нефти и газа. Сценарий, которого в настоящее время придерживается большинство российских политиков, предполагает ежегодный рост цен на нефть:
- 93 долл. США – 2012 году
- 95 долл. США – 2013 году
- 97 долл. США – 2014 году
При отклонении цены на нефть на 10 долл. США от прогнозируемых значений дефицит бюджета возрастает на 1% ВВП (16 млрд. долларов).
Тогда динамика расходов на обслуживание государственного долга.
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/8.jpg )
По данным стресс тестирования долговых показателей России, проводимым министерством финансов, при снижении стоимости нефти до 50 долларов США, показатель “государственный долг к ВВП” превысит 20 %.
Это негативно повлияет на рейтинг страны и усугубит ситуацию с новыми заимствованиями (Придется размещаться под высокий %, что еще больше увеличивает уровень долга, либо снижать уровень жизни людей, на это руководители страны идут не охотно, особенно в предвыборные годы, да и средний уровень жизни не очень высокий).
При снижении средней стоимости нефти до 60 долларов США и дефицит бюджета составит 5 % ВВП. Это потребует дополнительных средств, которые будет взяты из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Расходование средств ФНБ приведет к тому, что Пенсионному Фонду РФ будет проблематично выполнять свои обязательства, поэтому, чтобы не допустить народных волнений и удержать электорат, правительство будет вынуждено принять меры (повысить пенсионный возраст, повысить налоги).
В такой ситуации единственным источником финансирования дефицита бюджета будет приватизация и госзаиствования. Однако, стоит учитывать, что владельцами ОФЗ в основном являются структуры аффелированые с государством (Сбербанк – 29%, ВЕБ – 16%, Банк России 10 %) и в условиях нехватки денег внутренний спрос на ОФЗ значительно упадет, а это значит, необходимо будет проводить заимствования на внешних рынках. При этом доходность обязательств ОФЗ значительно возрастет.
![Анализ государственных облигаций Анализ государственных облигаций](https://micextrader.ru/img/43/9.jpg )
При анализе долгового рынка России использовались данные из доклада Министерства Финансов “основные направления государственной долговой политики РФ на 2012—2014 года”
При анализе я опирался на данные и графики из отчета Минисерства Финансов Российской Федерации за 2011 год.
|
|
|