Минпромторгом принято решение о нецелесообразности возобновления программы льготного автокредитования в 2014 году


programmy lgotnogo avtokreditovanija 2014 300x217 Минпромторгом принято решение о нецелесообразности возобновления программы льготного автокредитования в 2014 годуМинистерством промышленности и торговли РФ с июля 2013 года была запущена государственная программа льготного автокредитования. Благодаря ей появилась возможность приобрести автомобиль в ценовом сегменте выше 750 тысяч на достаточно выгодных условиях.

Особенности программы льготного автокредитования 2014

Каковы основные особенности программы льготного автокредитования 2014 в целом? Ее основными целями является поддержка отечественного автопрома, а также повышения спроса на покупку легковых автомобилей, вес которых составляет не более 3,5 тонн. В списке машин значатся более 90 наименований. Но в последнее время государством были разработаны некоторые поправки в действие данной программы.

Итоги программы льготного автокредитования в 2013 г. и прогнозы на 2014 г.

Программа льготного автокредитования функционировала в период с июня по декабрь 2013 года включительно. Основной сутью ее реализации являлось субсидирование части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на отечественные и коммерческие легковые автомобили, из федерального бюджета. За истекший период было оформлено 290 тыс. такого рода кредитов, что составило 9,3 % всех продаж легковых автомобилей на территории Российской Федерации.

Изначально планировалось функционирование программы до 1 апреля 2014 года. Примерно за два-три месяца до намеченной даты ее действие было приостановлено, что аргументировалось достижением поставленных целей, то есть уровень поддержки по производству легковых автомобилей (отечественных и коммерческих) был достигнут.

О том, что Минпромторг отказался ее возобновлять, сообщила ведомственная пресс-служба. Министерством был проведен анализ ситуации по итогам первого квартала, в результате чего стало ясно, что ситуация после закрытия программы не изменилась в худшую сторону. Сравнивая спады продаж, которые были в прошлом году (они достигали поистине критической отметки — 17 %), с показателями нынешнего года (всего 2,8 %), министр Денис Мантуров отметил значительные позитивные сдвиги. Однако, несмотря на положительную динамику, он советовал производителям легкового транспорта не настраиваться на возобновление программы, а разрабатывать план работы по активизации взаимовыгодного сотрудничества с банковскими структурами. Это сотрудничество должно быть направлено на то, чтобы банки предоставляли корпоративным клиентам выгодные условия кредитования в случае покупки российских автомобилей.

Начиная с марта 2014 года, автопроизводителями и дилерами была проявлена инициатива: они стали просить Минпромторг возобновить действие программы льготного автокредитования 2014 года. Однако ведомство не удовлетворило прошение по причине отсутствия финансов в бюджете. А уже в конце апреля месяца Денис Мантуров отметил, что проводится активный мониторинг ситуации на рынке. Если же появятся некоторые изменения фактической ситуации по продажам, может возобновиться вопрос о рассмотрении продления программы льготного автокредитования. Пока же в этом смысла министр не видит.

Национальное бюро кредитных историй, по состоянию на 1 апреля 2014 года, содержит данные о 194 107 автокредитах, выданных на территории России, что примерно на 10,1 % меньше, чем за прошлый год. Если анализировать финансовую сторону, выдача сократилась лишь на 1% и составила 109, 1 млрд. рублей. Согласно оценкам Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей уменьшились непосредственно в этот же период лишь на 2%, а по итогам марта они составили такое же количество, как в этом же месяце 2013 года.

Падение курса рубля стало причиной, способствующей сдерживанию падения продаж. Производители объявили о приближении повышения цен, потому клиенты стали покупать автомобили более активно. Так объясняют ситуацию дилеры. Однако, исходя из данной ситуации, в мае-июне нынешнего года последует стремительное падение, согласно заявлению одного из топ-менеджеров автодилерских холдингов. Поскольку рубль падает, производители будут вынуждены поднять цены, что, в свою очередь, негативно отразится на уровне продаж. Такое наблюдение озвучил в своем выступлении официальный представитель компании General Motors Сергей Лепнухов. В том случае, если позиция рубля будет слабеть и в дальнейшем, цены на легковые автомобили продолжат возрастать.

Исходя из этого, анализ ситуации на рынке со стороны Минпромторга, который ссылается на показатели первого квартала, выглядит несколько неправдоподобно. Оптимизация производства на автозаводах началась с конца марта, а уже в начале апреля резко сократилось количество смен и снизились обороты. Об этом также стало известно из заявления топ-менеджера автодилерской компании. Так, завод Nissan в Санкт-Петербурге перешел в апреле с трех- на двухсменный режим и представитель компании заявляет, что возвращение к прежнему графику работы в ближайшем будущем не планируется.

В марте месяце подобное изменение в режиме произошло на заводе GM.

В Ленобласти завод Ford Sollers производил в апреле остановку конвейера сроком на неделю и повторная подобная остановка планируется в ближайшем будущем как минимум один раз.

Естественно, остановка программы льготного автокредитования не является критичной. Однако отсутствие государственной поддержки несколько ухудшит положение вещей на рынке. Особенно это отразится на производителях автомобилей массового сегмента, потому что именно здесь данная программа очень важна. Так, по крайней мере, считает директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover Андрей Горшков.

По прогнозам, второй квартал будет отличаться по показателям от первого в худшую сторону, и, возможно, станет самым тяжелым, предполагает директор компании «Авилон автомобильная группа».

Становится очевидным, что падение на рынке будет более грандиозным, нежели в 2013 году, поддерживает вышеизложенную позицию и директор дилерской центра «LexusЯсенево», относящегося к компании «Рольф» Татьяна Форнасова. Она утверждает, что однозначного решения относительно целесообразности возобновления функционирования программы льготного автокредитования 2014 еще не принято.


Рубрики: Аналитика