Выпуск акций на свободный рынок


Выпускающая акции на свободный рынок компания обычно хочет, чтобы весь выпуск был полностью куплен инвесторами. Если акции останутся у андеррайтеров, то имидж фирмы будет подпорчен, потому что такая ситуация ассоциируется с провалом.

Более того, в течение следующих нескольких месяцев андеррайтеры попытаются избавиться от своих акций, а это может на долгое время снизить цену. Спонсор также имеет стимул избегать ситуации, когда большая часть акций остается у андеррайтеров. Спонсирующая организация состоит из людей, являющихся профессиональными аналитиками и маклерами, и провал выпуска акций очень негативно скажется на их репутации.

Провал может означать, что они неправильно воспринимают сигналы рынка, и что они переоценили спрос. Может быть, они не сумели правильно оценить рискованность фирмы, или не смогли оповестить инвесторов о ее достоинствах. Дурная слава может сохраниться на долгое время, поэтому и фирма, и спонсор имеют основания проявлять осторожность и слегка занижать цену, чтобы гарантировать подписку на весь выпуск полностью.

Основная проблема состоит в том, что, используя метод предложения для продажи, фирма должна определить цену за одну—две недели до закрытия предложения. В тот же самый период между днем выпуска и первыми торгами цены на рынке могут резко упасть.

Это заставляет нервничать потенциальных инвесторов, они боятся связать себя фиксированной ценой. Чтобы нейтрализовать этот дополнительный фактор риска, цена выпуска может быть значительно ниже цены, ожидаемой в первый день торгов. Предоставление скидки на новые акции лишает фирму денег, которые она могла бы получить в отсутствие неопределенности, следовательно, это можно рассматривать как издержки фирмы, но как благоприятную возможность для покупателей выпуска. Покупатели могут приобрести акции у компании, а затем сразу же продать их. Это называется спекуляцией (stagging). В случае с easyjet акции продавались с премией первого дня в 10 %. Можно утверждать, что существующие акционеры продали часть бизнеса слишком дешево, заплатив выпускную цену.

В наши дни частные инвесторы редко имеют возможность спекулировать, так как большая часть акций при размещении уходит к учреждениям. Однако временами такие возможности возникают, когда акции предлагают посредники или (редко) делается предложения для продажи.


Рубрики: Теория торговли