Ограниченная ответственность предприятия
Существует такая форма структуры бизнеса, которая решает эти две проблемы, ограничивающие приток денежных средств из сбережений в производственные инвестиции: в таких случаях компания или корпорация учреждаются как «отдельный субъект». Юридические соглашения, такие, как договор с банком о предоставлении ссуды, заключает компания, а не держатели ее акций. Компания может существовать бесконечно.
Так что, если инвестор захочет получить свою долю, то он не имеет права настаивать на ликвидации имущества компании для ее выплаты. Компания продолжает существовать, а инвестор продает свою долю другому инвестору.
Это замечательно — менеджеры получают возможность строить планы на будущее, зная, что ресурсы предприятия никуда не денутся; другие акционеры чувствуют уверенность в том, что компания сможет выполнить свои задачи. Одним из самых важных событий в развитии российского капитализма и экономического прогресса стало введение в 1995 году ограниченной ответственности. Против изменения закона многие возражали, говоря, что это будет только справедливо, если кредиторы могут требовать от акционеров предприятия возмещения убытков.
Однако возобладало другое мнение, заключавшееся в том, что для общества в целом будет лучше, если мы склоним людей отдавать накопления в распоряжение предпринимателей, которые будут использовать их в деле. Тогда будут построены фабрики, корабли, магазины, дома и даже железные дороги и будет производиться больше товаров и услуг. Из-за неограниченности ответственности инвесторы неохотно вкладывали деньги, таким образом, снижалось общее благосостояние.
Сегодня большинство компаний относится к категории компаний с ограниченной ответственностью, и мы должны быть благодарны за это. Кредиторы быстро привыкли к тому, что им приходится давать в долг только под гарантию компании. Они научились тщательнее оценивать вероятность невыплаты кредита и стали собирать больше информации; юристы помогали им, настаивая, чтобы компании публиковали ключевую информацию о своей деятельности.
Иногда компании продают акции по номиналйной стоимости, а иногда по цене, значительно превышающей номинальную стоимость. Номинальная стоимость (или номинал) — это просто номинальная цифра, нужная для ведения счетов, но не имеющая никакого отношения к рыночной стоимости акции.