Мотивы слияния компаний


Фирмы решают слиться с другими фирмами по ряду причин. Обычно с объявлениями о слиянии компании ассоциируются слово «синергия» (взаимное усиление). Предполагается, что объединенная компания будет иметь большую стоимость, чем сумма составляющих.

Рост стоимости обусловлен повышением доходов и ростом стоимостной базы. Возможно, дополнительные навыки или дополнительные рынки сбыта способствуют росту объема продаж объединенной компании. Иногда возможность совместно использовать источники снабжения или производственные мощности улучшают конкурентные позиции фирмы.

Одним из главных мотивов, побуждающих к слиянию, является попытка увеличить рыночную власть. Это способность контролировать цену продукции. Рыночную власть можно получить посредством (а) монополии, олигополии (небольшое число производителей) или положением доминирующего производителя и т. д., или (б) сговором между фирмами в отрасли. Если фирма владеет большой долей рынка, то она зачастую имеет некоторый контроль над ценой. Она в состоянии поднять цены на продаваемую продукцию, потому что у потребителей практически нет альтернативных источников поставки.

Даже если фирма не контролирует весь рынок, сокращение числа фирм на рынке создает условия для сговора. Фирмы на таком рынке могут открыто или тайно договориться между собой о повышении цен и о том, чтобы не сбивать цены друг друга. Регулирующие органы следят, чтобы не предпринимались такие антиобщественные действия, и оштрафовали ряд фирм за подобную практику — например, в цементной, сталелитейной и химической отраслях.

Важным фактором синергии является возможность воспользоваться экономией на масштабе. Укрупнение предприятия часто приводит к снижению издержек на единицу продукции. Рационализация и объединение производственных мощностей на меньшем количестве более крупных предприятий позволяет использовать более крупное оборудование.

Экономия в области маркетинга может возникнуть вследствие использования общих каналов сбыта или благодаря совместной рекламе. Также появляется возможность сократить административные издержки, расходы на исследования и разработки, закупки и финансирование.

Если фирма решила выйти на определенный рынок, но не имеет необходимого ноу-хау, самым быстрым способом завоевания позиций будет покупка существующего производителя данной продукции или игрока на данном географическом рынке. Закрепление на рынке естественным образом — путем развития необходимых навыков и преимуществ только собственными усилиями — может означать, что долгие годы фирма не будет иметь нужного размера, чтобы стать эффективным конкурентом. Более того, попытка создания нового участника рынка может привести к избытку поставок и чрезмерной конкуренции, что увеличивает опасность ценовых войн, которые снижают прибыль.

Одна из основных причин слияния разнородных предприятий заключается в том, что общий доход холдинговой компании будет менее изменчивым, если денежные средства поступают от широкого спектра продукции и рынков. На первый взгляд, кажется, что объединение несвязанных друг с другом потоков дохода идет на пользу акционерам.

Они получают снижение риска без сокращения дохода. Однако проблема в том, что инвесторы могут получить такое же снижение риска гораздо легче и дешевле.

Они могут просто купить акции независимых компаний, котирующихся на бирже по отдельности. К тому же, говорят, что конгломераты не имеют фокуса, то есть внимание менеджеров и ресурсы рассеяны. Еще одна причина слияний в пользу акционеров состоит в том, что менеджмент фирмы X может быть более эффективным, чем менеджмент фирмы Y, и если после слияния менеджмент X будет доминировать, объединенная фирма выиграет. Многие убеждены, что фондовые рынки временами занижают стоимость акций, и потому у менеджеров, ищущих потенциальную жертву, появляется возможность заключить выгодную сделку. Вполне может оказаться, что фирма, на которую нацелились, управляется самым эффективным образом, и производительность не может быть увеличена, даже если во главе встанет самая способная в мире команда менеджеров.

Фирма может низко оцениваться фондовым рынком, потому что менеджмент не очень задумывается о важности имиджа на фондовом рынке. Возможно, они не предоставляют информации больше, чем того требуют правила, и таким образом порождают подозрения и неопределенность. Инвесторы ненавидят неопределенность и не будут покупать акции такой фирмы.

С другой стороны, фирма-покупатель, вероятно, заботится о своем имидже на рынке и прикладывает усилия, чтобы установить добрые отношения с сообществом инвесторов.


Рубрики: Теория торговли