Фондовый рынок — денежная машина
Через два года железная дорога построена, вагоны куплены, станции выстроены и первые платные пассажиры в полном восторге. Общие активы компании составляют теперь 2,3 миллиона фунтов. Также есть неоплаченные счета (торговые кредиторы) на 400 тысяч фунтов и задолженность банку в сумме 500 тысяч. Имущество компании за вычетом обязательств (т. е. 2 300 000 — 400 000 — 500 000 = 1 400 000) принадлежит держателям обыкновенных акций.
В составляемом по итогам года бухгалтерском балансе эти деньги будут показаны как средства акционеров. Поскольку у компании Стивенсон и Брунел Лимитед выпущено в оборот 1,5 миллиона обыкновенных акций, каждая акция может стоить 93,33 пенса из имущества после выплаты обязательств ($1 400 000 разделить на 1 500 000 акций).
Владелец 50 000 акций должен получить?46 667 при ликвидации компании (если предположить, что имущество будет продаваться по балансовой стоимости). Держателю 100 000 акций причитается $93 333, и так далее. Так, что вы можете видеть, что каждая обыкновенная акция представляет собой равную долю в бизнесе, и не только дивидендов, но и активов компании.
Возможно, вы сейчас думаете, что совершили большую ошибку, купив эти акции: вы вложили $50 000, а активы компании сократились на 6,67 пенса в расчете на акцию. Но не спешите с выводами.
Стоимость немногих акций определяется на основе их обеспечения активами. Покупая акцию, вы приобретаете право на получение будущей прибыли бизнеса, а бизнес стоит гораздо больше, чем отображенные в балансе активы.
Ценности создаются материальными активами в сочетании с рядом нематериальных элементов, таких, как сильная стратегическая позиция фирмы, запас опыта у менеджеров или особые отношения, установившиеся у компании с потребителями, правительством, поставщиками и т. д. Стивенсон и Брунел Лимитед не просто построила железную дорогу, компания создала экономическую франшизу. То есть, она заняла позицию, дающую ей власть определять цены, следовательно, она может назначать для потребителя цену, значительно превышающую стоимость оказания услуги.
Компания имеет почти несокрушимую монополию на железнодорожные перевозки в той части страны, где она действует. Будущие конкуренты просто не могут соперничать с компанией в борьбе за потребителей (используется термин «серьезные препятствия для выхода на рынок»). Благодаря экономической франшизе компания может чрезвычайно длительное время генерировать прибыль с вложенного в бизнес капитала.