Минимальный уровень конкуренции в компании
При идеальной конкуренции в отрасли, когда посторонние фирмы по желанию могут начать в ней работать, компании могут добиться только «нормальной» ставки доходности. То есть ставка доходности только-только способна заинтересовать акционеров, чтобы они вложили деньги в фирму и оставили их там. Если доходы снизятся на 0,1 %, то инвесторы заберут капитал из фирмы и вложат его в другую, с таким же уровнем риска, обеспечивающую полную «нормальную» ставку доходности, и в конечном счете фирме придется выйти из бизнеса.
В условиях идеальной конкуренции ставка доходности не может вырасти выше нормального уровня и давать превышающий норму доход. Представьте, что отрасль временно дает очень высокую ставку доходности, допустим, из-за роста цен на продукцию. Появление новых фирм в отрасли или дополнительные инвестиции существующих конкурентов быстро вернут отрасль к положению, когда доход всего лишь соответствует уровню риска.
Очевидно, что отрасль с идеальной конкуренцией не привлекательна для инвесторов. Инвесторам необходимо искать такую отрасль, в которой существует большой разрыв между ценой продукции и ее себестоимостью, то есть отрасль с высокой ставкой доходности на полученный от акционеров и используемый менеджерами капитал. Проблема в том, что конкуренция внутри отрасли постоянно сокращает разрыв между ценой и себестоимостью в сторону минимального конкурентного уровня и, следовательно, снижает ставку доходности на инвестированный капитал.
Однако есть некоторые отрасли, в которых конкурентные силы слабы, что позволяет длительное время сохранять сверхнормативную прибыль. Инвестору необходимо найти такие отрасли, в которых средняя фирма обладает устойчивой властью установления цен. Изучение и анализ отчета и счетов многое говорит нам об эффективности деятельности компании в прошлом. Теперь мы должны задать следующие вопросы: насколько устойчивы прошлые результаты? Какой имеется потенциал для улучшения показателей в будущем?
Ответы на эти вопросы зависят не только от финансового здоровья компании, но также от отрасли или отраслей, в которых работает компания, от наличия исключительных ресурсов, позволяющих ей успешно работать в отрасли (т. е. достигать показателя прибыли на инвестированный капитал, значительно превышающего средний по отрасли), а также от честности и компетентности управленческой команды. Существует несколько важнейших факторов, определяющих средний долгосрочный показатель прибыли на используемый капитал работающих в отрасли фирм.