Методы выпуска акций на свободный рынок
Спонсор интересуется, чем вызвано желание выпустить акции на свободный рынок, какую сумму денег предполагается собрать, а также историей и репутацией фирмы, а затем советует наилучший способ выпуска акций. Существуют различные методы: от полномасштабного предложение для продажи до относительно простого представления акций через биржу. Окончательный выбор часто зависит от стоимости метода, а разница может быть весьма значительной.
Вот основные методы:
-
Предложение для продажи. Спонсор компании предлагает акции широкой публике, призывая подписываться на них учреждения и индивидуальных инвесторов. Иногда в газетах публикуют проспект и форму заявки. Однако большинству инвесторов для получения формы заявки необходимо связаться со спонсором или брокером. Обычно акции предлагаются по фиксированной цене, определенной директорами компании и их финансовыми советниками. Разновидностью этого метода является тендерное предложение для продажи.
В этом случае инвесторов просят назвать цену, по которой они готовы купить акции (выше минимальной отправной цены). Спонсор собирает заявки и затем выбирает цену, по которой можно разместить все акции — цену «страйк». Инвесторы, предлагающие цену выше, получат акции по цене «страйк» — не по заявленной ими цене.
Те, кто предлагал цену ниже цены «страйк», не получат акции. Этот метод очень удобен в ситуациях, когда очень трудно оценить компанию — например, когда нет уже зарегистрированной на бирже компании, с которой можно было бы сравнивать, или когда трудно оценить уровень спроса. Многих инвесторов отпугивает предложение для продажи путем тендера, потому что они не хотят брать на себя тяжелый труд оценки стоимости компании.
-
Представление ценных бумаг через биржу. Путем представления через биржу компании не могут собрать новые средства. Если акции компании уже котируются на другой бирже, или если имеется широкий спектр акционеров, при том что 25 % акций находится в публичной собственности, Российская фондовая биржа разрешает компании «быть представленной» рынку.
Этот метод позволяет компаниям на Альтернативном инвестиционном рынке перейти в Официальный список, или иностранным корпорациям получить котировку на Российской бирже. Это самый дешевый способ выпуска акций, так как он не требует расходов на андеррайтинг, а рекламные издержки относительно малы.
-
Предложение для подписки. Предложение для подписки схоже с предложением для продажи, но оно гарантировано только частично. Этот метод используется новыми компаниями, которые с самого начала заявляют, что если выпуск акций не соберет определенной минимальной суммы, предложение будет отозвано.
Этот метод особенно популярен у новых инвестиционных фондов: если менеджеры фонда не соберут достаточно денег для создания крупной инвестиционной компании, которая сможет в дальнейшем платить им большую зарплату, то они могут отказаться от идеи вообще.
-
Размещение. При размещении акции предлагают общественности, но слово «общественность» относится к узкой группе. Вместо рекламирования акций всему населению, спонсор или брокер продает акции своим собственным клиентам — обычно учреждениям, таким как пенсионные и страховые фонды. Стоимость этого метода намного ниже, чем предложения для продажи.
Гораздо ниже расходы на рекламу и юридические услуги. Недостаток этого метода состоит в том, что диапазон акционеров будет более ограниченным. Этот метод гарантирует большое число держателей акций и, следовательно, более ликвидный вторичный рынок.
Также он позволяет всем инвесторам участвовать в новых выпусках. Метод размещения был разрешен только для небольших выпусков, когда расходы предложения для продажи будут непомерно высоки. Сегодня можно разместить эмиссию любого размера. Так как этот метод гораздо дешевле и проще предложения для продажи, компании стали отдавать ему предпочтение. Большинство компаний теперь выбирают метод размещения, таким образом, не допуская мелких инвесторов до большинства новых выпусков акций.
-
Предложение для посредников. Этот метод часто используется в сочетании с размещением. Акции предлагают для продажи финансовым институтам, таким как брокерские фирмы. Потом клиенты посредников могут подать заявку на покупку акций.
-
Составление книги учета заявок. Это популярный метод продажи новых выпусков акций в США. Он начинает распространяться в Европе и России. Финансовые советники выпуска акций связываются с основными учреждениями-инвесторами, чтобы получить от них заявку цены на акции. Заявки инвесторов сортируются по цене, количеству и другим факторам, как-то «твердость» заявки (например, «мы купим акции независимо от рыночных условий»). Эта информация может послужить для определения цены выпуска и распределения акций.