Методы оценки финансового состояния компании


58 Методы оценки финансового состояния компанииНам необходимо избегать путаницы, которая может возникнуть в связи с использованием выражения эффект «рычага» (gearing). Прежде всего, следует различать операционный и финансовый эффекты «рычага». Операционный эффект «рычага» касается степени фиксированности суммарных издержек фирмы.

фирм с высоким показателем операционного рычага, таких как автомобильных и сталелитейных компаний, очень чувствительны к изменениям на уровне продаж. У них высокое значение точки самоокупаемости (уровня товарооборота, при котором получают прибыль), но когда эта точка пройдена, большая пропорция выручки от дополнительного объема продаж превращается в прибыль из-за относительно низких переменных издержек (издержек, которые растут или снижаются в зависимости от изменения объемов производства и продаж компании).

Эффект финансового «рычага» касается пропорции задолженности в структуре капитала. Чистый доход (после уплаты процентов) акционеров в фирмах с высоким показателем финансового рычага более чувствителен к изменениям операционной прибыли. Есть два способа посмотреть, каков уровень задолженности фирмы. Соотношение между собственным и заемным капиталом показывает, какая часть капитала фирмы представляет собой долг.

Соотношение доходов показывает, какая доля годового дохода (т. е. прибыли до уплаты процентов) причитается на преимущественные требования кредиторов, другими словами, какая часть прибыли идет на уплату процентов. Существуют другие способы оценки доли заемных средств в структуре капитала. Один из популярных методов — соотношение долгосрочной задолженности и средств акционеров (коэффициент долга/акционерный капитал).

Обычно в качестве долгосрочного долга берутся статьи баланса под названием «суммы, подлежащие уплате позже, чем через год». Этот коэффициент представляет интерес, потому что помогает уяснить, способна ли фирма продать имущество для оплаты долгов. Например, если коэффициент равен 0,3, или 30 %, кредиторы и акционеры могут быть относительно спокойны, так как, по-видимому, стоимость чистых активов фирмы (т. е. после уплаты по обязательствам) в три раза превышает долгосрочный долг.

Таким образом, если случится худшее, компания сможет продать имущество, чтобы рассчитаться с кредиторами. Цифра выше 100 % должна вызывать беспокойство (для большинства типов компаний и отраслей). У этого способа оценки одна серьезная проблема. Балансовая стоимость имущества может очень сильно отличаться от стоимости, по которой его можно продать. Это может быть связано с тем, что в балансе учитывается стоимость, по которой имущество было когда-то приобретено (возможно, за вычетом износа) и долгое время не проводилась переоценка.

Дело может быть в том, что компаниям, вынужденным продавать имущество для удовлетворения претензий кредиторов, часто приходится делать это по значительно заниженным ценам, если они спешат. Также, оценка соотношения собственного и заемного капитала может иметь диапазон от нуля до бесконечности, что затрудняет сравнение компаний. Приведенный ниже способ оценки ограничивает отношение между собственным капиталом и привлеченными средствами диапазоном от нуля до 100 %, так как долг выражается как доля от всего долгосрочного капитала.

Многие фирмы прибегают к овердрафтам и другим видам краткосрочного кредита. Технически они классифицируются как краткосрочные. На самом деле многие фирмы используют овердрафт и другие виды краткосрочных займов в качестве долгосрочного источника средств. Более того, если нас волнует возможность финансового кризиса, то мы должны признать, что неспособность уплатить по овердрафту может быть такой же серьезной проблемой, как и неспособность, обслуживать долгосрочное долговое обязательство.

Третий способ оценки соотношения собственного и заемного капитала, кроме учета долгосрочного долга, принимает во внимание краткосрочные ссуды: Чтобы сделать анализ соотношения собственного и заемного капитала более совершенным, часто необходимо принимать во внимание любые наличные средства (или легко реализуемые ценные бумаги), которые находятся в собственности фирмы. Они могут быть использованы, чтобы компенсировать угрозу, которую представляет собой долг.

Способы оценки соотношения собственного и заемного капитала предполагают должную оценку чистых активов либо в бухгалтерском балансе, либо в процессе переоценки. Более того, эти способы оценки имеют в виду самый худший сценарий развития событий: «За сколько мы могли бы продать имущество фирмы, если бы нам пришлось это делать, чтобы расплатиться с кредиторами? » Возможно, неправильно обращать внимание только на имущество, когда мы пытаемся оценить способность компании расплатиться с долгами. Возьмем для примера успешное рекламное агентство.

Оно может вообще не иметь никакого имущества, которое можно было бы продать, кроме нескольких столов и стульев, но, тем не менее, оно в состоянии занять сотни миллионов фунтов стерлингов, так как способно заработать наличные для уплаты процентов. Таким образом, довольно часто более подходящим способом оценки соотношения собственного и заемного капитала будет такой, который рассматривает уровень дохода фирмы относительно ее обязательств по уплате процентов, то есть обеспеченность процентов.

Чем ниже коэффициент обеспеченности процентов, тем выше вероятность невыполнения обязательств по уплате процентов и ликвидации. Если перевернуть соотношение обеспеченности процентов, то мы сможем определить долю прибыли, идущую на уплату процентов — соотношение доходов. По очень приблизительной оценке показатель обеспеченности процентов меньше 3 должен вызывать беспокойство, если только компания не имеет исключительно стабильного движения денежной наличности.

Остерегайтесь случаев, когда в бухгалтерском балансе проценты отображаются как капитал, вместо того, чтобы рассматриваться как издержки. В результате суммы, выплачиваемые кредиторам, могут показаться небольшими, хотя на самом деле они велики. Вы можете это проверить, если изучите данные о расходовании денежных средств на уплату процентов в балансе оборотных средств и примечаниях к нему.


Рубрики: Теория торговли