Анализ проспекта выпускаемых акций
Самым важным документом в процессе выпуска акций на свободный рынок является проспект. Спонсор вместе с директорами (несущими ответственность за точность информации) составляет его проект. Проспект должен предоставить инвесторам массу информации о компании.
Вероятно, в нем будет больше сведений о фирме, чем становилось достоянием общественности когда-либо раньше. Управление по листингу устанавливает жесткие требования к содержанию проспекта. Но даже и без этих требований компания заинтересована в подготовке стильного по форме и содержательного документа, так как он служит для привлечения инвесторов. Изучая проспект, имейте в виду следующее:
-
Предоставление данных о деятельности компании за три года — это минимальное требование, во многих случаях вам предоставят подробные отчеты за пять последних лет. Внимательно изучите их.
-
Изучите имеющуюся информацию о траектории роста компании. Изучите историю компании, ее текущее положение и перспективы, которые директора, без сомнения, описывают в розовых тонах. Разделяете ли вы их оптимизм в отношении отрасли и конкурентоспособности компании в отрасли?
-
Если компания продает новые акции, имеется ли у нее надежная стратегия расходования полученных денег? Или же она объясняет свои действия туманными фразами, типа «мы собираем средства для того, чтобы воспользоваться будущими возможностями» или «чтобы обеспечить оборотный капитал»? Может быть, директора заинтересованы главным образом в развитии бизнеса для себя (более высокого статуса, зарплаты и т. д.), а не для акционеров, и они видят шанс убедить легковерных инвесторов расстаться со своими деньгами.
-
Любой бизнес связан с риском. Составление проспекта должно было заставить директоров подумать и составить перечень рисков, с которыми может столкнуться фирма. Например, очень ли сильно фирма зависит от потребителя? Не слишком ли часто она прибегает к кредиту по овердрафту, или она берет долгосрочные ссуды?
Не слишком ли велика ее задолженность? Влияют ли политические перемены в менее стабильной части мира на ее товарооборот? Чтобы инвесторы могли оценить эти риски, проспект рассказывает о видах задолженности (например, возврат через короткий срок после уведомления, или через 2, 5 или 10 лет, банковские ссуды и облигации, в какой валюте выплачиваются проценты) и сообщает, имеется ли достаточный оборотный капитал.
Также приведены сведения обо всех крупных контрактах, заключенных в последние два года. Анализ объема продаж по географическим зонам и категориям деятельности поможет вам оценить рискованность бизнеса, так же как и информация об исследованиях, разработках и значительных инвестициях в другие компании.
Обычно требуются заключения экспертов: оценщики подтверждают стоимость имущества, инженеры оценивают жизнеспособность производственных процессов и оборудования; бухгалтеры комментируют показатели прибыльности. В качестве дополнительной гарантии, проспект должен обратить внимание потенциальных акционеров на любой известный директорам или спонсору элемент риска, который еще не известен общественности.
-
Кто владеет акциями компании? Имеется ли доминирующий акционер? Существует правило, согласно которому должны быть поименно названы все акционеры, имеющие в собственности более 3 % акций.
-
Приемлем ли для вас порядок выплаты дивидендов? Некоторые компании (например, высокотехнологичные фирмы) предпочитают забирать все вырученные деньги (если таковые имеются) и не платят дивиденды в течение нескольких лет.
-
Изучите информацию о директорах и менеджерах старшего звена. В каких еще компаниях они работали? Может быть, они создали ряд компаний и бросили их, когда они потерпели неудачу? Сколько из этих компаний обанкротились? Сколько платят директорам и менеджерам? Есть ли взаимосвязь между их зарплатой и эффективностью работы, когда они хорошо зарабатывают только в том случае, если процветают акционеры?
Остерегайтесь трехлетних возобновляющихся контрактов, которые были так любимы директорами — у них всегда впереди 3 года работы по контракту, и потому они имеют право на получение огромной компенсации в случае потери поста (например, вследствие слияния). Ведет ли компания дела с другой компанией, находящейся в собственности одного или более директоров (например, аренда фабрики, принадлежащей частной компании, к которой имеет отношение один из директоров)?