Опцион на покупку акций. Зарубежная практика
Вообразите, что вы имеете 50 % акций открытой публичной компании с ограниченной ответственностью X. Компания выпустила 10 миллионов акций.
В компании имеется программа опциона на акции, по которой директора имеют право раз в три года покупать 1 миллион акций по цене 1 за штуку (что соответствует текущей рыночной цене акции).
Теперь представим, что прошли три года, и цена акции поднялась до 3.
Директорам невероятно повезло. Они могут реализовать опцион, и приобрести стоящие 3 миллиона акции за треть цены.
Такая схема вполне обычна и может служить для мотивирования менеджеров. Однако возникают трудности с бухгалтерским учетом опционов на акции. Предположим, что в конце 3-летнего периода годовая прибыль компания составляет 2 миллиона. Значит, до исполнения опциона вы, как держатель 50 % акций, можете претендовать на 1 миллион из прибыли — 20 пенсов в расчете на одну акцию.
Если опционы будут реализованы, число акций вырастет до 11 миллионов. Тогда каждая акция может претендовать только на 2 млн/11 млн = 18,18 . Вам причитается 5 млн х 0,1818 = 909,090. Вы проигрываете, потому что директора теперь могут претендовать на 9 % прибыли компании. Это ваши издержки, издержки акционера. Большинство компаний не учитывают опционы на акции как издержки акционеров, в лучшем случае предлагают примечание в счетах.
Тысячи директоров стали очень состоятельными людьми благодаря схемам опционов на акции. Это богатство откуда-то возникло, но тем не менее издержки акционеров редко учитываются должным образом. Конечно, показатель дохода в расчете на одну акцию может быть занижен, чтобы оставить возможность для выпуска дополнительных акций, но заявленная в счетах прибыль обычно не учитывает издержки.
Если бы менеджеров мотивировали при помощи программы денежных премий в 2 миллиона, это было бы заметно, а прибыль снизилась бы. Так почему же не показывать передачу средств акционеров на основе опциона на акции как издержки? В настоящее время органы, регулирующие бухгалтерскую деятельность, сражаются по этому вопросу с директорами, о чем вы периодически можете прочитать в прессе. Пока эта проблема не решена, можно посоветовать инвестору быть особенно внимательным к заниженным расчетам дохода на одну акцию.
- В период бума интернет-компаний у директоров вошло в привычку при объявлении результатов деятельности делать акцент на предварительных отчетных цифрах. Это тактика сознательного отвлечения внимания, к которой прибегают компании, понесшие убытки. Предварительные цифры позволяют исключить из счета прибылей и убытков многие негативные моменты, что может противоречить правилам бухучета. Не обращайте внимания на предварительные цифры.
- Иногда компании пытаются отнести убытки к операциям, которые будут прекращены. Поскольку продолжающиеся и прекращенные направления деятельности по отдельности представлены в счете прибылей и убытков, можно направить внимание инвесторов на продолжающиеся направления деятельности, и спрятать убытки в графе прекращенных операций.
- Иногда фирмы не списывают со счетов потерявшие стоимость активы.