Оптимизация деятельности компании. Пример Unilever
Компания Unilever должна пересмотреть отношение к затратам на реструктуризацию после того, как она положит конец закрытию предприятий и увольнениям работников. В продолжение спора о правильном использовании исключительных статей, компания, производящая чай Lipton и мыло Dove, заявила, что с 2005 года включит затраты на реструктуризацию в основные показатели эффективности компании. Цель этого шага — представить инвесторам четкую и простую картину.
В настоящее время Unilever предпочитает показатель размера операционной прибыли, не учитывающий реструктуризацию издержек, потому что компания закрывает десятки фабрик и сокращает тысячи рабочих мест в ходе своей программы «Дорога к росту» и интеграции фирмы Bestfoods. Расходы представлены в отчетах отдельно.
«Мы переживаем действительно исключительный период», — сказал сопредседатель правления Найл Фитц Джеральд. Новый подход, который начнет применяться после завершения программы «Дорога к росту» в конце 2004 года, будет означать, что до 500 миллионов евро в год ( 322 миллиона) затрат на реструктуризацию не будут исключаться из калькуляции размеров операционной прибыли.
Финансовый директор Руди Марк-хам сказал, что это означает, что будущим проектам реструктуризации, возможно, придется конкурировать друг с другом, потому что компания Unilever может оказаться не в состоянии финансировать их, одновременно придерживаясь своей цели — достижения операционной прибыли выше 16 %. Вчера акции этой англо-голландской компании поднялись на 9 % до 562 пенсов за акцию, после того как компания объявила о том, что прибыль за второй квартал превышает прогноз.
Без учета исключительных статей, амортизации «гудвила» и неосязаемых активов — любимого аналитиками показателя — доходы в расчете на акцию выросли во втором квартале на 32 % при постоянных валютных курсах, значительно больше, чем 20 % в соответствии с прогнозом компании месяц назад. Объемы продаж ее ведущих филиалов выросли на 4,4 % в этом квартале, а общий товарооборот вырос на 3,3 %.
Компания Unilever заявила, что теперь ожидает роста дохода в расчете на акцию в пределах 14—16 % вместо прежней оценки в 10—12 %. За полгода, к 30 июня объем продаж сократился на 1 % до 25,6 миллиардов евро по постоянным валютным курсам. Прибыль до уплаты налогов выросла на 12 % до 2,3 миллиардов евро. Доход в расчете на одну акцию вырос на 1 % до 16,77 центов.
Пример критики компании
Вчера компания по продаже электрического оборудования Dixons подверглась критике за методы ведения бухгалтерского учета. Компания объявила об увеличении годового дохода на 7 %. Аналитики фирмы JP Morgan заявили вчера, что в целом они разочарованы результатами компании Dixons, а хорошие показатели прибыли компании в Великобритании связаны с продажей имущества.
Вчера фирма Dixons заявила о росте прибыли до учета исключительных статей на 7 %, до 297 миллионов фунтов. Однако эта цифра включает прибыль в 9,5 миллионов от продажи имущества. Если вычесть эту прибыль, окажется, что доходы Dixons в Великобритании немного снизились до 244,1 миллионов, а не выросли на 4 % до 253,6 миллионов. Одан из акционеров Dixons сказал, что не доволен использованием бухгалтерских уловок для приукрашивания показателей фирмы.