Перемены в обществе: экономическая и социальная сфера
Нужно признаться, что, как ни крути, время идет, а по прошествии его некоторые вещи меняются. Одни немного, другие – коренным образом. Вот и теперь хочется поговорить о новых явлениях в нашем, да и в мировом, обществе – а именно, в его экономической и социальной сферах.
Одной из основных перемен можно считать изменение отношения людей к их работе. Раньше (в докризисную эру) мы больше ценили свои активы вроде недвижимости или движимого имущества, а у некоторых еще и инвестиции какие-то работали на их благо. В общем, к работе народ относился, как к способу получения средств для приобретения все больших активов.
Особенно это не слишком уважительное отношение к работе усугубилось, когда потребителям стали доступны кредиты разных мастей – от потребительских до ипотечных. А кредитки? В общем, почти каждый считал своим долгом обязательно что-то занимать у банков и затем отдавать с процентами. Люди стали чувствовать себя богаче, ведь могли многое позволить себе купить за деньги, которых у них не было. А расплачиваться приходилось с лихвой, но это мало кого волновало. И тут случился кризис. Мало того, что о кредитах теперь никто и знать не хочет, так еще и имеющиеся у народа активы значительно упали в цене. Только представьте: во многих случаях инвестиции перестали быть выгодным капиталовложением, превратившись в опасные авантюры с неизвестным финалом для самих инвесторов. То есть, деваться некуда, от этого способа получения дохода пришлось отказаться.
Что же касается недвижимости? Всегда вложения в этот актив считались если не способом приумножения капитала, то хотя бы способом его сохранения. Кризис доказал нам обратное. Недвижимость сильно подешевела. А для тех, кто купил ее в кредит и еще должен своему благодетелю-банку, квартиры или дома вовсе стали золотыми. Ведь часто платить приходится больше, чем на данный момент стоит купленное жилье.
И тут мы начали обращать свои взоры к единственному оставшемуся источнику средств к существованию – нашей работе. Оказывается, работу нужно не просто ценить, а холить и лелеять. Ведь оставшись без нее, что мы будем делать? Откуда брать деньги на бутерброд с маслом (и желательно, с колбаской)? За свою работу нужно держаться и делать все, чтобы сохранить за собой место. Сегодня свое основное занятие люди ценят как никогда. Именно теперь стало важным качество работы. Это своего рода конкуренция.
Если в компании грядут сокращения, то в рядах сотрудников останутся самые ответственные и самые талантливые. Это люди, хорошо выполняющие предписанное в должностной записке и даже больше. Те, кого руководство просто не сможет себе позволить уволить, что было бы равносильно передаче лучших игроков команде противника. Следовательно, нужно не только трудиться старательно, но и всячески повышать свою квалификацию. Курсы разного рода, тренинги и прочие учебные мероприятия добавят вам ценности в глазах работодателя. И тем выше он оценит вас и ваш труд в денежном эквиваленте.
Следующее явление характерно, скорее, для социальной сферы, чем экономической. Это довольно взрослые люди, которые ведут себя как молодежь, выглядят моложе своих лет и ведут образ жизни, уж точно не соответствующий их возрасту. Тренд этот зародился и развивался в США сумасшедшими темпами, а его главные герои – бейби-бумеры – люди, которые родились во времена послевоенного демографического взрыва (и которые уже явно достаточно пожилые). Позволю себе немного рассказать о них, а затем провести параллель и с нашим населением.
Итак, бейби-бумеры. Эти люди всегда отрицали старость как явление, и до сих пор чувствуют себя молодыми душой. В юности они вели себя как взрослые, в пожилом возрасте их поведение похоже на поведение молодых людей. Они одеваются, общаются, работают и тратят, как молодые – будто сегодня последний день в жизни, а завтра хоть потоп. Интересно, что такие персонажи редко что накапливают к пенсии, полагаясь полностью на социальную помощь государства. Но при этом ни в чем себе не отказывают. «Секс, наркотики, рок-н-ролл» – вот слоган, которым можно было бы охарактеризовать их образ жизни. Может, не так жестко, и не буквально, но в целом общий смысл становится понятен. Все новые гаджеты – для них, молодежный стиль в одежде – их прерогатива (до седых волос, как ни странно), все радости жизни – опять же в их вкусе.
Что же у нас? Конечно, те, кто родился сразу после Великой отечественной войны в нашей стране, вряд ли отличается таким поведением или стилем жизни. Это поколение наших соотечественников, вогнанное в строгие рамки существующим на то время политическим строем, знает, что у нас секса нет (или, во всяком случае, не было на то время), что все люди равны (а обладать излишествами – это если не греховно, то уж точно не по-коммунистически). Воспитание и закалка тех лет дают о себе знать, и наши старики и пожилые люди скорее известны, как ворчащие пенсионеры на лавочке у подъезда, чем как продвинутые и наслаждающиеся жизнью молодящиеся бабушки и дедушки.
Однако, следующие поколения (непременно те его представители, что при деньгах) уже напоминают американских бейби-бумеров. Эти люди молодятся и стараются выглядеть лучше своих лет. Они усиленно следят и заботятся о своем здоровье, занимаются в спортзалах, посещают частных врачей и даже (о, ужас!) делают инъекции ботокса и пластические операции. Они стильные, хороши сбой, обязательно успешны и берут от жизни все. Они рано повзрослели, но не торопятся стареть. Их дети рождаются либо слишком рано, либо слишком поздно (а некоторые даже предпочитают стройную фигуру и все радости жизни крикливым наследникам, требующим постоянного внимания).
Позитивно ли это явление отражается на нашем обществе? Вполне возможно, что благодаря таким людям, часто, кстати, хорошим и успешным предпринимателям, экономическая сфера нашей страны будет только развиваться. Хотя бы за счет их любви к потреблению, и только во вторую очередь – благодаря их профессиональным качествам как бизнесменов.