История спекуляций и инвестициям
Бенджамина Грэма считают величайшим теоретиком инвестирования из всех, когда либо живших на земле. В 1920-х он был молод и работал на Уолл-стрит и его захватила эйфория того времени. Этот период называли «новой эрой» из-за появления новых технологий, двигавших вперед промышленность.
Цены на акции росли, и опытные участники рынка, а также новички покупали огромное количество акций, не проверяя компании, выпустившие эти акции.
Они покупали, доверяясь слухам, намекам, или потому что неделей раньше выросла цена акций.
Они видели, что другие преуспевали, покупая все, что было в моде, так что они решили, что тоже смогут добиться успеха. (В 1960-х так же относились к покупке акций компаний, название которых заканчивалось на «-тех», или на «-ком» в 1990-х.) Бенджамин Грэм потерял состояние при крахе фондовой биржи. Во время Великой Депрессии он много думал о различиях между инвестированием и простой спекуляцией. В результате своих раздумий он отверг распространенную идею о том, что разница заключается в типе инвестиции. Также он не считал, что дело в продолжительности срока, когда человек является держателем ценной бумаги.
Он считал, что различие в голове человека, принимающего решение о покупке или продаже акций. Самое главное — это отношение человека. Главная забота спекулянта — предвидеть колебания рынка и получать от этого прибыль. Напротив, «инвестиционная операция — это операция, которая на основе тщательного анализа обещает безопасность капитала и удовлетворительный доход. Операции, не удовлетворяющие этим требованиям, являются спекулятивными». Вернемся к истории строительства железной дороги.
Если вы не спекулянт, а инвестор, то вы внимательно изучили бизнес-план Стивенсона и Брунела и убедили себя в том, что ваш капитал не будет подвергаться неоправданному риску. Вы решили, что команда управляющих компетентна и заслуживает доверия, и вы не собираетесь получить краткосрочную прибыль, быстро продав акции. Также вы убедились, что акции не были предложены вам по завышенной цене. Многие из первых инвесторов в железнодорожные компании XIX века получили сумасшедшие прибыли, равнозначные прибылям первых покупателей акций телеком-компаний и интернет-компаний в конце 1990-х.
Затем людей охватила спекулятивная лихорадка. Они бросали деньги каждому, кто предлагал построить железную дорогу. Цены на акции подскочили, и, в конце концов, мыльный пузырь лопнул, разорив многих и навсегда отвратив их от фондового рынка.