Влияние отрасли на стоимость акций компании
Инвесторам необходимо понять, насколько благоприятной будет структура отрасли в будущем. Отрасли меняются так же, как компании, поставщики и покупатели предпринимают стратегические действия, чтобы усилить свое влияние.
Также они меняются по мере того, как новые технологии и политика правительства изменяют экономическую ситуацию.
Завершив оценку отрасли на определенный период, инвестор должен подумать о факторах, которые могут привести к эволюции отрасли. Фирма, обладающая в данный момент властью ценообразования, может обнаружить, что быстро ее теряет — примером служит кризис IBM в конце 1980—начале 1990-х, когда конкуренты более эффективно эксплуатировали персональные компьютеры; еще один пример — компании мобильной связи переиграли телекоммуникационные компании со стационарными линиями.
Если вы нашли отрасль с превосходными характеристиками в текущее время, то, завершив анализ эволюции отрасли, вы будете стараться обнаружить потенциал, позволяющей ей оставаться высокоприбыльной. Желаемыми качествами являются стабильность и способность противостоять атакам конкурентов и изменениям.
С другой стороны, если у отрасли «слабая» структура, то вы захотите оценить возможность ее изменения на прочную высокоприбыльную структуру. Для прогнозирования долгосрочных показателей прибыли в отрасли применяется долгосрочный структурный анализ. Его задача состоит в том, чтобы изучить меняющуюся мощь каждой из конкурентных сил и попытаться определить вероятный потенциал получения прибыли.
Безусловно, это проще сделать в не очень сложных отраслях. Инвесторам не следует пытаться провести анализ отрасли с множеством неопределенных переменных. Сосредоточьтесь на отраслях, тенденции в которых относительно легко проследить. (Можете не обращать внимания на это замечание, если вы хорошо знакомы с отраслью, трудно поддающейся анализу — воспользуйтесь своим преимуществом.)
Изменения в отрасли существенны, если они оказывают влияние на пять сил. Проводящий анализ должен поинтересоваться, приведут ли изменения в технологии или правительственных постановлениях к снижению или росту барьеров, препятствующих появлению новых конкурентов, приведут ли общественные тенденции к росту влияния покупателей. Силы, способствующие эволюции отрасли, могут быть классифицированы следующим образом:
- технологические изменения;
- обучение внутри отрасли, а также обучение поставщиков, покупателей и потенциальных конкурентов;
- экономические перемены;
- государственное законодательство и политика;
- социальные изменения.