Первичный и вторичный фондовый рынок


Российская фондовая биржа исполняет две важные роли, чтобы убедить инвесторов вкладывать деньги в промышленность. Первая из них — это операции на первичном рынке, где компании продают акции инвесторам (IPO), а затем используют выручку в своем бизнесе. Фондовые рынки формируют вторичный рынок, на котором акциями обмениваются инвесторы.

Эффективный и заслуживающий доверия вторичный рынок необходим, чтобы склонить инвесторов покупать акции на первичном рынке. Инвесторы хотят быть уверенными, что есть место, где они могут продать акции быстро, без лишних затрат и без необходимости снижать цену, то есть продать по действительной ставке. Другими словами, инвесторам нужен ликвидный рынок. Ликвидным называется рынок, где множество покупателей и продавцов, что позволяет установить рыночную цену. Это рынок, на котором так много всего происходит, что продажа 50 000 акций в один день не вызывает падения цен: рынок быстро их переваривает.

Рынок нуждается в том, чтобы игра велась по правилам; он не должен быть местом, где некоторые инвесторы, брокеры и финансисты могут нечестно получить прибыль за счет других участников. Это значит, например, что запрещено использовать инсайдеровскую информацию, т. е. представители компании или другие лица, имеющие внутреннюю информацию о делах компании, не имеют права ее использовать в операциях с акциями компании.

Работа брокеров, выступающих от лица акционеров, хорошо отрегулирована, так что они действуют в интересах инвесторов. Участники рынка (маркет-мейкеры), которые готовы купить и продать акции инвесторов от своего собственного имени на фондовом рынке, придерживаются строгого кодекса поведения. Если рынок хорошо отрегулирован и не допускает небрежности и мошенничества, инвесторы будут готовы рискнуть своими накоплениями. Инвесторам нужна информация о компаниях и движении цен на акции, поэтому фондовые биржи требуют, чтобы компании предоставляли определенную информацию и помогают распространять уведомления компаний.

Также они публикуют цены, по которым были проданы акции, и другую информацию о торговле акциями (например, об объеме торгов). Хороший вторичный рынок позволяет разделить долгосрочные инвестиции фирм на материальные фонды и краткосрочные инвестиции акционеров на финансовые активы, называемые обыкновенными акциями. Здесь следует заметить, что слово «инвестиции» используется в двух значениях.

Компании инвестируют в реальные активы, в числе которых могут быть здания и оборудование, а также такие нематериальные активы, как патенты, брэнды и авторские права. Это инвестиции в производство, позволяющие повысить результаты экономической деятельности. Но инвестиции в форме покупки акций на вторичном рынке у другого инвестора необязательно означают вложение денег в активы, создающие материальные ценности. Это просто обмен денег на акции, осуществляемый двумя инвесторами. Снова надо сказать, что если нет хорошего вторичного рынка, то люди меньше инвестируют в первичный рынок и тогда осуществляются менее продуктивные инвестиции в реальные активы.


Рубрики: Теория торговли