Мотивы менеджеров при слиянии


Мотивы слияния, описываемые в этом разделе часто столь же рациональные, как и те, о которых мы говорили ранее, но только в данном случае целью может быть не максимизация прибылей акционеров, а максимизация благосостояния менеджеров.

Кажется, что от слияния больше всего выигрывает одна группа — это команда менеджеров фирмы-покупателя. Когда после слияния оседает пыль, оказывается, что они теперь становятся у руля более крупного предприятия. И, конечно же, менеджерам должны платить больше, так как они несут ответственность за предприятие большего размера.

Они не только должны получать более высокую ежемесячную зарплату, чтобы иметь стимул работать как можно лучше, но также должны иметь более высокую пенсию и множество дополнительных льгот. Ответственность за более крупный бизнес и более высокая заработная плата означают, что повышается их статус.

Некоторые ощущают себя более успешными и важными; они имеют дело с людьми, принадлежащими к более влиятельному классу.

Как будто этих стимулов недостаточно, некоторые просто получают удовольствие от укрупнения своих империй — создание чего-то величественного и внушительного дает им удовлетворение и ощущение достижения.

Обретение власти над еще большим числом людей отвечает основным инстинктам — некоторые измеряют свое социальное положение и статус числом работников, находящихся у них в подчинении. Уоррен Баффетт замечает:

«Проблема поглощения часто связана с биологическими склонностями: многие генеральные директора оказываются на своих постах отчасти оттого, что они обладают животными инстинктами и самолюбием. Если руководитель в избытке обладает этими качествами — которые, следует признать, иногда имеют свои преимущества — он не исчезает, когда достигает вершины. Когда советники склоняют такого руководителя к совершению сделок, он реагирует на это практически так же, как реагировал бы подросток на уговоры отца вести нормальную сексуальную жизнь. Если он в чем и нуждается, так это не в подталкивании».

Джон Кэй указывает, что многие менеджеры получают удовольствие от самого процесса слияния:

«Современному менеджеру только поглощение дает возможность испытать возбуждение погони, приключений, военных действий. В этом есть суета, связанная с продолжающимися до поздней ночи совещаниями в коммерческих банках, утренними обсуждениями стратегии с советниками. Ничто другое не обеспечит появления вашего фото и ваших высказываний на первых страницах газет, ничто другое не дает такого легкого пути расширения вашей империи и повышения значимости вашей роли».

Эти четыре мотива — строительство империй, статус, власть и вознаграждение — могут быть очень могущественными силами, побуждающими менеджеров к слиянию компаний.

Но они, конечно, редко выражаются открыто и, безусловно, о них не кричат в ходе битвы за поглощение. Пятая причина, высокомерие, также очень важна для объяснения слияний. Особенно это помогает объяснить, почему множество слияний происходит в период, когда экономика и компании пережили несколько благоприятных лет роста, и менеджмент очень доволен собой. «Высокомерие» означает самоуверенность, или, если выразиться резче, спесь. Менеджеры совершают ошибки, слишком оптимистично оценивая последствия слияния, потому что они слишком уверены в своих способностях.

Можно утверждать, что некоторые менеджеры, проводящие поглощение другой компании, не учатся на своих ошибках, и уверены, что могут заметить фирму с заниженной стоимостью, когда другие ее не замечают. Также они уверены, что обладают талантами, опытом и предпринимательским чутьем, чтобы реорганизовать почти любой бизнес и повысить его прибыльность. Вот что говорит Уоррен Баффетт о высокомерии:

О жабах и принцессах

Очевидно, многим менеджерам в детские годы слишком часто читали сказку, в которой поцелуй красивой принцессы освобождает красивого принца от чар, превративших его в жабу. Они убеждены, что их поцелуй чудесным образом повысит прибыли поглощаемой компании. Это очень существенный момент.

Ведь если не видеть все в розовом свете, почему акционеры компании-покупателя должны хотеть приобрести долю в поглощаемой компании по двойной стоимости поглощения, вместо того, чтобы заплатить вполовину меньше, если бы они самостоятельно покупали акции на рынке€ Другими словами, инвесторы всегда могут приобрести жаб по действительной цене на жаб.

Если инвесторы вместо этого финансируют принцесс, желающих заплатить вдвое за право поцеловать жабу, что ж, хорошо было бы, чтобы эти поцелуи действительно обладали силой. Мы видели много поцелуев, но мало чудес. Тем не менее, многие принцессы-менеджеры остаются убежденными в могуществе своих поцелуев — даже когда их задний двор по колено заполнен жабами, невосприимчивыми к их чарам.

Имейте в виду, что высокомерие не означает, что менеджеры сознательно преследуют свои собственные интересы. У них могут быть самые благие намерения, но они ошибаются в оценках.

Наблюдения показывают, что обычно происходят слияния с участием крупной компании-покупателя и более мелкой компании-жертвы. Руководители компаний-потенциальных жертв могут придти к заключению, что лучший способ избежать поглощения — вырасти самим в крупную фирму, причем сделать это быстро.

Таким образом, слияния могут обладать самоусиливающим действием — чем больше слияний происходит, тем более уязвимыми чувствуют себя руководители фирм и тем более они склонны проводить слияния. Фирмы могут сливаться ради выживания управленческой команды, а не ради выгоды акционеров.


Рубрики: Теория торговли