Что такое производная ценная бумага?


Производной называется ценная бумага, чья стоимость определяется стоимостью другого, основного актива. Самыми распространенными основными активами являются потребительские товары (например, чай или свинина), акции, облигации, индексы акций, валюты и процентные ставки. Производные являются контрактами, дающими право, а иногда и накладывающими обязательство купить или продать определенное количество основного актива или каким-либо другим образом получить прибыль от роста или снижения стоимости основного актива.

Это юридическое право, которое становится активом со своей собственной стоимостью, и это право, которое можно купить или продать. Производные финансовые инструменты используются уже больше двух тысяч лет. Выращивавшие оливки древние греки, не желая рисковать в случае, если цена будет низкой ко времени сбора урожая, заключали форвардные договоры, в которых оговаривалась цена на время поставки. Это снижало неопределенность, как для земледельца, так и для покупателя. В средние века форвардными контрактами торговали на чем-то вроде вторичного рынка, особенно контрактами на поставку пшеницы в Европе.

В семнадцатом веке в Японии была создана фьючерсная биржа на рисовом рынке в Осаке. В Амстердаме в том же семнадцатом веке продавали и покупали опционы на луковицы тюльпанов. Фьючерсная биржевая торговля действительно начала расцветать в девятнадцатом веке, когда были основаны Чикагская торговая палата, регулирующая торговлю зерном и другими фьючерсами и опционами, и Лондонская биржа металлов, контролирующая торговлю металлами.

Так что производные не являются новшеством. Что отличает их от прошлого, так это размер и значение рынка производных.

В последней четверти двадцатого века наблюдался стремительный рост объемов торговли, разнообразия производных ценных бумаг, числа пользующихся ими и вариантов их использования. В двадцать лет, предшествующие 2003 году, невероятно выросла номинальная стоимость крупнейших производных контрактов, составив 120 триллионов американских долларов. Сравните эту цифру с общим объемом производства товаров и услуг в США за год — около $1 триллиона.


Рубрики: Теория торговли