Ценообразование: предложение и спрос на фондовом рынке


160 Ценообразование: предложение и спрос на фондовом рынке

Как устанавливаются цены на акции и другие ценные бумаги? Они определяются почти так же, как цены на другие товары и имущество, покупаемое и продаваемое на рынках: благодаря действию спроса и предложения.

Представим, что в настоящее время акции оцениваются мар-кет-мейкерами в 149—150 рублей.

Это значит, что, например, десять разных маркет-мейкеров, заключающие сделки по этим акциям, готовы купить их за 149 рублей и продать за 150. (Обычно маркет-мейкеры не предлагают совершенно одинаковые цены, но пока смиритесь с этими упрощениями.) Затем предположим, что текущая рыночная на акции находится в равновесии, то есть спрос и предложение уравновешены.

Маркет-мейкеры чувствуют это равновесие по стабильному поступлению заказов на покупку и продажу, примерно в равных объемах.

Так что мы начинаем в условиях стабильности, и маркет-мейкеры не ощущают необходимости изменить цену. Теперь предположим, что появились тревожные сообщения о компании. Инвесторы уже не так уверены в будущих прибылях компании. Многие из тех, кто раньше с охотой купил бы акции по 150 рублей, решили не звонить своим брокерам, поэтому спрос падает. В то же время все больше инвесторов поручает брокерам продать акции.

Цена в 149 рублей кажется им превосходной, учитывая безрадостные перспективы. Маркет-мейкеры получают несбалансированные приказы: теперь поступает гораздо больше распоряжений о продаже, чем о покупке. При цене в 149—150 рублей акции уже не находятся в равновесии. Маркет-мейкерам необходимо сбалансировать свои книги учета, то есть им нужно найти примерно равное число покупателей и продавцов. В описываемой ситуации им приходится иметь дело со шквалом распоряжений о продаже и бойкотом покупателей.

Кто-то должен уступить. Большинство маркет-мейкеров быстро меняют цены. Собственно, многие изменили цены сразу же, когда увидели сообщение о компании на экране компьютера. То есть, они снизили разницу между ценой покупки и ценой продажи. Некоторые попробовали 148—149 рублей, но обнаружили, что эта цена все еще недостаточно низка, чтобы сбалансировать предложение и спрос. Конечно, некоторые инвесторы покупали по 149 рублей, но их было недостаточно для создания равновесия.

При цене в 145—146 рублей число распоряжений о продаже (по 145 рублей) резко снижается, а число распоряжений о покупке (по 146) растет. Наконец рынок достигает равновесия при цене 144—145 рублей. По крайней мере, оно установлено до следующего раза, когда плохие новости или мнения не заставят упасть цены на акции определенной компании, или на акции в целом. А что же те маркет-мейкеры, которые оставили цены на прежнем уровне, 149—150 пенсов. Они увидят, что множество инвесторов предлагают продать акции по 149 рублей.

Правило состоит в том, что маркет-мейкеры обязаны покупать по цене, объявленной ими в компьютерной системе Лондонской фондовой биржи. Они не держат большой запас акций для совершения сделок, потому что у них нет требуемых для этого огромных денежных средств (они работают с акциями сотен компаний). Они должны быстро продавать купленные ими акции. Увы, они узнают, что самая высокая цена, которую предлагают другие участники рынка, упала до 144 рублей. Они теряют по 5 рублей с каждой покупаемой ими акции. Понятно, что все участники рынка вынуждены реагировать на изменения ситуации на рынке, они не могут сохранять свои позиции неизменными.


Рубрики: Теория торговли